Главная Культура 00:01 14 Декабря 2012 204
Русский Голливуд располагался на Тверской

 В начале ХХ века народ обожал фильмы, в которых снимались театральные звезды

Спиридон Леснов

 Одна из самых громких городских новостей более чем вековой давности была связана с демонстрацией москвичам «электрических живых картин». Впрочем, почти сразу же столь громоздкое название было вытеснено из обихода иным, заграничным термином — синематограф. Конец XIX века стал началом века кино.

1 декабря 1897 года в городе открылся первый постоянный кинотеатр. Он работал в одном из помещений Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ). Поначалу в репертуаре были только зарубежные киноленты. Понадобилось более 10 лет, чтобы на экраны вышел первый русский игровой фильм.

Сценарий значения не имел

«Живая картина», о которой идет речь, получила название «Понизовая вольница» («Стенька Разин») и являлась киноиллюстрацией модной в ту пору песни «Из-за острова на стрежень...». Тогда это был очень популярный режиссерский прием — экранизация шлягера. Люди, например, охотно вновь и вновь смотрели фильм по мотивам песни «Бывали дни веселые, гулял я, молодец!». При этом в качестве фонограммы крутили соответствующую граммофонную запись.

В Москве до революции успел даже появиться свой, русский «Голливуд». Он располагался на Тверской в районе Страстной площади. В годы во время кинематографического бума, захлестнувшего Россию, там обосновалось едва ли не четыре десятка кинофирм и контор, занимавшихся прокатом фильмов. «Вся Тверская улица была заселена кинодельцами и их представителями», — вспоминал один из пионеров русской кинематографии режиссер Александр Разумный.

Самым ходовым товаром тогда были фильмы, в которых снимался кто-либо из театральных звезд. Даже сценарий при этом не имел особого значения для зрителя.

Подобным образом решили раскрутить дела своей фирмы режиссер Владимир Гардин и предприниматель Владимир Венгеров. Им удалось подписать контракт с великой русской певицей Надеждой Плевицкой на съемку одного фильма с ее участием. Однако ловкие киношники сумели обмануть приму и сделать сразу два фильма под видом одного.

Съемки обеих картин проходили в курском имении Плевицкой фактически одновременно, однако сценарии были совершенно разными. Ловкачам помогало то, что певица даже и не стремилась вникнуть в сюжет. Впрочем, это не мешало ей время от времени удивляться происходящему на съемочной площадке. Вот какой диалог случился у нее однажды с режиссером:

— Я совершенно ничего не понимаю. Тогда в обрыве я ведь уже умирала, а теперь еще раз...

— Там у вашей героини был только глубокий обморок.

— А как же гроб? Ведь я лежала в гробу?

— Это же летаргический сон, очень эффектный...

— Но ведь там я была в простой крестьянской одежде, — не унималась Плевицкая, — а теперь на мне роскошное платье?

— Разбогатели, Надежда Васильевна...

В итоге затея удалась, и оба фильма: «Власть земли» и «Крик жизни», — имели большой успех, принеся своим создателям неплохой капитал.

Опасный трюк

Даже с приходом лихих революционных времен работа дельцов от киноиндустрии не прекратилась. В начале 1917 года в Москве шли съемки 10-серийного боевика, который его авторы делали по лекалам своих заокеанских коллег. Как и у американцев, сюжет изобиловал злодеями, роковыми женщинами, стрельбой... Режиссер придумал эффектный поворот: главный герой, спасаясь от преследователей, оказывается на крыше 10-этажного дома в Большом Гнездниковском переулке и бежит оттуда, спустившись по водосточной трубе. Но даже за огромный по тем временам гонорар в 500 рублей желающих рисковать жизнью не находилось. Потом все-таки объявился один — бывший цирковой артист Амо Бек-Назаров.

Его головокружительный спуск шел благополучно лишь до седьмого этажа. Здесь добровольца-каскадера поджидало неожиданное испытание. «Труба, выскочив из пазов, свободно раскачивалась в воздухе, — вспоминал позднее Бек-Назаров. — Я окаменел от ужаса. Толпа, собравшаяся внизу, тоже замерла, поняв, что, быть может, настали последние секунды моей жизни... Терять мне было уже нечего, и я решил преодолеть опасное пространство, держась не за трубу, а за кронштейны, к которым она крепилась. Но кронштейны эти были забиты в стену почти до основания: за них можно было ухватиться только тремя пальцами. Кроме того, какое-то время я должен был висеть на одной руке, а другой вслепую отыскивать очередной кронштейн. Но все обошлось...» Увы, камера оказалась неисправна, и «картинка» была безнадежно загублена.

Уходящая натура

Сама старая Москва с ее колоритными улицами, двориками превратилась в важное действующее лицо некоторых художественных фильмов. Однако после масштабных реконструкций столицы возникла проблема уходящей натуры: в обновленном городе все труднее было находить уголки прежней Москвы. Далеко не всем постановщикам это оказалось по силам. Однако есть по крайней мере два общепризнанных эталона, в которых замечательно воспроизведены картины московского быта прошлых десятилетий.

Первый из фильмов — «Покровские ворота». Художник-постановщик Людмила Кусакова смогла в начале 1980-х «организовать» для режиссера Михаила Козакова «настоящие» городские пейзажи середины ХХ столетия. По воспоминаниям Людмилы Михайловны, особнячок, в котором можно было бы поселить главных героев фильма, ей удалось найти на Гоголевском бульваре.

— Мы ездили по Москве, пытаясь найти подходящую натуру. Наша машина уже проскочила это место, но взгляд почему-то зацепился за уголок старого дома, мелькнувшего на задворках. Командую водителю: «Давай назад!» Двор возле особняка пришлось, конечно, для съемок немного «доделать». Глухую стену соседней многоэтажки украсили огромным рекламным плакатом в духе 1950-х. Возле дома поставили большой стол с лавочками, за которым в нескольких сценах «аборигены» играют в домино, а Костик дает сеанс одновременной игры в шахматы. Кроме того, установили на площадке побитую временем скульптуру мальчика. Практически все уличные эпизоды в фильме удалось снять на натуре — в районе Ивановского монастыря, Воронцова Поля, в бывшей усадьбе Усачевых-Найденовых... Но интерьеры коммуналки, где жили герои фильма, выстроили в павильоне киностудии.

А теперь Горбатый!

Еще один кинохит, где во многих эпизодах участвует Москва прошлых лет, — сериал «Место встречи изменить нельзя». Благодаря подсказкам художника-постановщика картины Валентина Гидулянова, автор этих строк сумел разобраться в реальной географии фильма.

Рестораном «Астория» на время съемок стал ресторан «Центральный» на улице Горького — именно там бригада МУРа ловила Фокса. В роли отделения милиции № 17, куда привели задержанного карманника Кирпича, выступил особняк, расположенный неподалеку от пересечения Садового кольца с Олимпийским проспектом. Финальные кадры погони за Фоксом — трюк с падением грузовика в реку — снимали на участке набережной Яузы между Казанской железной дорогой и Электрозаводским мостом.

Мне удалось даже найти в нынешней столице то самое «место встречи», которое было использовано для съемок финальных сцен детектива. Оказывается, Горбатого и его подельников муровцы во главе с Глебом Жегловым повязали в одном из дворов в Серебряническом переулке, наискосок от высотки на Котельнической набережной. Но где же двери подвала, откуда вылезали, подняв руки вверх, пойманные бандиты?

— Вход в подвальное помещение магазина я сделал бутафорский, — объяснил Гидулянов. — Дверца и несколько ступенек, которые там были в реальности, нам показались уж больно неказистыми. Поэтому наши рабочие сколотили из досок короб с высоким порожком и с распахивающимися наружу дверными створками и прилепили его к существующему входу в подвал. Во время съемок эпизода Джигарханян, Абдулов, Бортник, игравшие бандитов, прятались в этой тесной коробке и по команде «Мотор!» по очереди вылезали наружу...

И так бывало

С подачи Ленина в советской столице открывали все новые и новые кинотеатры. Помещения для них приспосабливали порой в самых неожиданных местах: в закрытых храмах, в выселенных дворянских усадьбах... Одно из кинозаведений на протяжении нескольких лет работало даже в зале Московской консерватории, потеснив любителей классической музыки.

После революции названия многих московских кинотеатров сохранялись с прежних времен, но некоторые залы получили новые имена. На афишах в итоге образовался весьма оригинальный коктейль. Вот лишь частичный перечень московских кинотеатров в 1929 году: «Палас», «Унион», «Великий немой», «Юнг-штурм» «1-й рабочий», «2-й рабочий», «Горн», «Совкино»...

Первый игровой фильм, снятый в Стране Советов, назывался «Уплотнение» и был посвящен весьма актуальной в ту пору жилищной теме — массовому переселению пролетариев из трущоб в «буржуйские хоромы». По сценарию, автором которого был нарком просвещения Анатолий Луначарский, в квартиру профессора приходит рабочий с ордером на вселение, и сознательный хозяин всячески демонстрирует, что он рад поделиться жилплощадью с представителем рабочего класса. Роль профессора хотел сыграть сам Луначарский, однако другие «ответственные товарищи» это не одобрили: мол, не наркомовское это дело.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9569
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7238
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?