Главная Культура 01:10 14 Октября 2009 4909
«Меня всегда восхищали стоики»
Легендарному актеру и режиссеру — 75. Михаил Михайлович категорически отказался давать так называемые юбилейные интервью печатным СМИ. Но «Труду» он разрешил опубликовать свои высказывания о дорогих ему писателях и поэтах.
Заозерская Анжелика

Чем занят и что уже не сделать?

— Несмотря на то что в последнее время я редко появляюсь в телевизоре, не хожу на киношные тусовки, тем не менее ещё много чего делаю. Ставлю спектакли, снимаю фильмы, которые, правда, не показывают, даже немного играю. Правда, выбор стариковских ролей крайне скуден. К тому же далеко не все роли мне под силу. Даже в самом страшном сне меня трудно представить в роли тракториста или так называемого «нового русского». А ролей интеллигентов в настоящее время крайне мало.

Как режиссер снимаю серьезное кино о трагических судьбах русских людей в эпоху тирании. Мой последний художественный фильм из шести серий «Очарование зла», с успехом прошедший по всему миру, так и не был показан в России, посвящен трагическим судьбам поэтессы Марины Цветаевой и двух её любимых мужчин — мужа Сергея Эфрона и лирического героя её великих творений — «Поэмы Конца» и «Поэмы Горы» — Константина Родзевича, которые оказались агентами НКВД. Как мы знаем, Сергея Эфрона расстреляли на Лубянке, а Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Хотя Константин Родзевич, осев во Франции, прожил долгую жизнь и совершил ещё много отчаянных поступков, но у него была своя трагедия — несчастная и громадная любовь к Вере Гучковой, которая тоже была связана с НКВД.

Я неоднократно обращался в различные инстанции с вопросом, почему запрещают показывать в России мой фильм о великой русской поэтессе Марине Цветаевой, на что всюду получал странный ответ: «Мы не обязаны вам ничего объяснять». Я пытался в свою очередь объяснить, что мой фильм о любви, о вопросах нравственности, но меня не хотели слышать. Но сегодня я уже устал об этом думать. Надоело.

О запрещенных стихах Тарковского и Пушкина

— Арсений Александрович был очень красивым человеком. Такой красоты лица я раньше не видел: породистое, скуластое, с огромными выразительными глазами, оно было вне национальности, вне возраста. Но ещё более удивительной оказалась судьба поэта. Казалось бы, фронтовик, потерявший на войне ногу, гражданин, никогда не уличенный в диссидентстве… Но при этом его стихи было запрещено читать на радио. Был такой господин Орлов (заместитель председателя Гостелерадио Лапина), который никогда не пропускал в эфир поэзию Арсения Тарковского. Даже не помогло заступничество в то время очень влиятельного Роберта Рождественского. Думаю, что все эти «чинуши» подсознательно чувствовали: Тарковский от них социально далек, он верующий, а значит, чуждый советской идеологии человек. Хотя вряд ли в запрете поэзии Тарковского есть что-то необычное!

Я составил список запрещенных советской цензурой для публичного чтения, для изучения в школах и университетах произведений Пушкина и уверяю вас: этот список внушительный. Впрочем, и в эпоху гласности Пушкина «блюли» особенно тщательно. Очередной раз я в этом убедился на юбилейном вечере канала «Культура», на котором читал запрещенного Пушкина. Что же вы думали: все мое выступление, хотя им завершался концерт, самым беспощадным образом вырезали в эфире. Признаюсь, я специально пошел на эту провокацию, чтобы, как говорится, лишний раз убедиться в нашем невежестве.

«За что я преклоняюсь перед Бродским?»

— Мое решение поставить спектакль «Дуэт для голоса и саксофона» продиктовано любовью к поэзии и личности Иосифа Бродского, с которым я неоднократно встречался до его эмиграции. Не могу сказать, что Бродский был моим другом, скорее добрым знакомым, собеседником. Спектакли по поэзии Бродского я ставил и раньше, один из которых — «Ниоткуда с любовью» — пользовался, смею сказать, большим успехом. Тогда как в новом спектакле «Дуэт для голоса и саксофона» звучат не только стихи, но и проза Бродского, отрывки из его дневников и бесед. Мне очень близка жизненная позиция поэта, его бесстрашная готовность смотреть правде в глаза и говорить эту правду. Бродский был стоиком, и это качество особенно меня в нем восхищает, потому что я сам им не обладаю. Убежден, что именно в наше время, когда все легко продается и покупается, когда люди идут на любую подлость ради престижа, денег и власти, Бродский со своим стоицизмом может служить своего рода маяком. Хотя он и не был святым человеком. А вот праведником (от слова «правда»), безусловно, был.

Когда Бродский уехал в Америку, мы с ним уже не встречались, но все время переписывались. Бродский был очень разборчив в выборе друзей, но, оказавшись в изгнании, с радостью принимал едва ли не любого соотечественника, пожелавшего с ним увидеться. И этим пользовались очень многие, кто имел возможность выехать за рубеж. Что же до близких друзей, то в Америке для Бродского таковым стал танцовщик Михаил Барышников.

«Пока жив, мои мемуары не выйдут»

— Я люблю разную музыку — и классику, и джаз, и французский шансон, особенно в исполнении Ива Монтана или Эдит Пиаф. Кстати, о своих любимых певцах я рассказываю в двухтомнике воспоминаний «Актерская книга». До этого выходили небольшие книги с моими размышлениями об искусстве, о встречах с интересными людьми, но только теперь, на 75-м году жизни, я разразился подробными мемуарами. Веду дневники — в основном с целью психотерапии, издавать их не намерен. По крайней мере при моей жизни они не выйдут.

О любви в старости

— О том, что происходит с любовью, точно сказал Пушкин в «Руслане и Людмиле»: «И я, любви искатель жадный /…/ И вдруг сидит передо мной/ Старушка дряхлая, седая,/ Глазами впалыми сверкая,/ С горбом, с трясучей головой,/ Печальной ветхости картина./ Ах, витязь, то была Наина!.. / Я ужаснулся и молчал,/ Глазами страшный призрак мерил,/ В сомненье все ещё не верил/ И вдруг заплакал, закричал:/ «Возможно ль! ах, Наина, ты ли!/ Наина, где твоя краса?/ Скажи, ужели небеса/ Тебя так страшно изменили?/ Скажи, давно ль, оставя свет,/ Расстался я с душой и с милой?/ Давно ли?..« — «Ровно сорок лет, -/ Был девы роковой ответ, — / Сегодня семьдесят мне било./ Что делать, — мне пищит она:" Самое удивительное, что Пушкин написал эти стихи в 21 год, предвидя, что происходит с любовью в старости.

Досье

Михаил Козаков, актер, режиссер

Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Окончил в 1956-м Школу-студию МХАТ, работал в театрах им. Маяковского, «Современнике», им. Моссовета, на Малой Бронной. Снял фильмы: «Безымянная звезда» (1978), «Покровские ворота» (1982), «Маскарад» (1985), «Визит дамы» (1989). Сыграл в кино более 60 ролей. Эмигрировал в 90-х в Израиль. Вернулся в 1997-м в Москву и создал театр «Русская антреприза Михаила Козакова». Был женат на Грете Таар (дети — Кирилл и Катя), грузинке Медее (дочь Манана), переводчице Регине, Анне Ямпольской (дети — Михаил и Зоя). Сейчас женат на 29-летней Надежде Седовой.

Выбор

Три лучших фильма Михаила Козакова — режиссера

«Безымянная звезда» (1978)

Лирическая комедия о любви светской красотки (Анастасия Вертинская) и скромного учителя (Игорь Костолевский).

 

«Покровские ворота» (1978)

Культовая комедия о студенте-историке (Меньшиков), артисте Мосэстрады (Броневой) и других жильцах одной квартиры.

 

«Визит дамы» (1989)

Драма по пьесе Дюрренматта о богачке (Екатерина Васильева), готовой заплатить миллиард за смерть экс-возлюбленного (Гафт).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9642
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7249
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?