Минздрав, похоже, решил поставить крест на более чем 300-летней истории табакокурения в России. Такой вывод напрашивается после знакомства с выдержками из новой концепции антитабачной политики, рассчитанной до 2022 года. А столичные власти решили не откладывать дело в долгий ящик и предприняли очередное наступление на курильщиков.
Полный текст документа Минздрава пока не доступен, но выдержек достаточно, чтобы понять: время полумер в борьбе с курильщиками закончилось. Табак и никотин в любом их проявлении окончательно и бесповоротно признаны злом, обреченным на искоренение.
Минздрав предлагает реализовать до 2022 года перечень первоочередных репрессивных и заградительных мер. Среди них право работодателей на увеличение продолжительности рабочего дня для курильщиков, приравнивание обычных сигарет к электронным и вейпам, дальнейшее увеличение акцизов на табачные изделия, а также запрет доступа к табачной продукции всем россиянам, рожденным после 2014 года. А конечная цель ясна, как коммунизм: через 20-30 лет вывести табачные изделия из свободного обращения и сделать всех соотечественников свободными от никотиновой зависимости.
По поводу тезисов концепции Минздрава немедленно разгорелись жаркие споры. Планы Минздрава комментировали записные политики, общественные деятели, эксперты и даже артисты. Мнения, как водится, разделились чуть ли не пополам.
Так, первый зампред комитета по экономической политике Госдумы Владимир Гутенев категорически заявил, что дискриминация курильщиков по дате рождения просто недопустима, поскольку это противоречит Конституции. То есть людей нельзя лишать права выбора, даже если он наносит ущерб их собственному здоровью.
Представители медицинского сообщества в лице известного психотерапевта Валерия Лыкова и представителя НИИ профилактической медицины Минздрава Виктора Зыкова убеждены, что свободную продажу табака давно следовало приравнять к уголовному преступлению. На том простом основании, что это зелье при условии его применения по прямому назначению так или иначе убивает своего потребителя.
Ну и как найти золотую середину между этими двумя крайностями? Впрочем, ее никто и не ищет. В Мосгордуме по горячим следам предложили немедленно ограничить свободный оборот вейпов, запретить их продажу несовершеннолетним и наказывать за рекламу этих популярных устройств. А член Общественной палаты, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев выступил с предложением дополнить систему обязательного медицинского страхования психологической и медикаментозной помощью страдающим от никотиновой зависимости людям.
Даже Кремль не остался в стороне. Градус общественного накала оказался так велик, что пресс-секретарю президента пришлось выступить с комментарием. Правда, Дмитрий Песков сделал это в предельно дипломатичной манере, заявив, что подобные инициативы требуют всестороннего изучения и серьезного обсуждения. Кто бы спорил...
А простор для изучения и обсуждения здесь действительно широкий. С гипотетическим лишением права выбора на самом деле все просто: никакого нарушения Конституции нет. Минздрав предлагает оградить от табака и никотина тех, кому и сегодня нельзя его продавать, то есть детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. А к тому моменту, когда все сегодняшние предложения ведомства Вероники Скворцовой вступят в законную силу, вырастет поколение россиян, на 99% избавленное от прямого влияния никотина на их здоровье. Тем же, кому к 2033-му будет 19 лет и более, курить никто не запрещал. Другой вопрос, сколько к тому времени будет стоить пачка сигарет и будут ли вообще в стране продаваться табачные изделия.
А вот с увеличением продолжительности рабочего дня для курильщиков все не так однозначно. Люди отлучаются со своего рабочего места не только для того, чтобы сходить в курилку, но и налить себе кофе или по нужде. Отсюда вопрос: как и, главное, где ставить системы контроля перемещений сотрудников, чтобы работодатель мог безошибочно идентифицировать курильщика и аргументированно увеличить рабочий день? Ведь мы помним, что после запрета курения в самолетах многие пассажиры еще долго пытались «дымить», закрывшись в туалетах...
Определенные сомнения есть и по поводу состоятельности цели, которую перед собой ставит Минздрав. Достижим ли в принципе тотальный запрет на курение? Де-юре, да. Ведь есть опыт Великобритании и Австралии, которые в реализации своей национальной антитабачной политики впереди планеты всей. В Туманном Альбионе уже действуют жесточайшие ограничения на продажу и употребление табачной продукции. А в Австралии едва ли не единственное место, где человек может спокойно сделать затяжку, — это его собственный дом, причем частный. В общежитиях и многоквартирных домах курить строго запрещено.
Однако у этой медали есть обратная сторона в виде роста объемов контрабанды и производства контрафакта. Курильщики со стажем закупаются впрок у проверенных дилеров, а молодежь ищет и находит для себя новые инструменты получения удовольствия. Да и табачное лобби нельзя сбрасывать со счетов. Оно так просто не сдастся. Так что мы вправе в самое ближайшее время ожидать волну аргументированной критики в адрес антитабачных инициатив.
Впрочем, есть ощущение, что все-таки население склоняется на сторону Минздрава. И тому есть статистические доказательства. Еще восемь лет назад процент курящего взрослого населения достигал 40, а сейчас почти на 10 пунктов меньше. Среди молодежи и подростков эффект еще более впечатляет: доля курильщиков уменьшилась вдвое — с 20 до 10%.