Главная Культура 19:19 13 Ноября 2013 10065
Ведущая солистка Большого театра Ольга Смирнова: Пирожок - не такая уж страшная жертва

  Ольга Смирнова - одна из самых ярких юных звезд Большого театра.

Екатерина Беляева

Лишь два года назад она пришла туда по приглашению худрука Сергея Филина из Академии русского балета, и уже с ее участием в Большой театр перенесен такой сенсационный спектакль, как «Онегин» Джона Крэнко. А на днях Ольга с блеском станцевала в премьере балета прославленного Пьера Лакотта «Марко Спада». После спектакля корреспондент «Труда» выспросил у балерины, каково ей, человеку петербургского воспитания, в Москве, в звездном, но полном суеты Большом театре.

Ольга, вы так гармоничны на сцене, словно родились для того, чтобы танцевать и играть…

- До меня в семье не было артистов. Мама и папа - с техническим образованием, брат и сестра также никак не связаны с театром. Про набор в балетную школу мама услышала по радио. Я занималась немного в детской самодеятельности не только танцами, но и рисованием, музыкой. Даже не могу сказать, что отдавала предпочтение танцам, - мне нравилось все. Но с тех пор, как мы пришли с мамой на просмотр в Вагановскую академию и меня взяли сначала на подготовительное отделение, а затем и в первый класс, вся жизнь закрутилась вокруг балета.

- Учиться в академии было трудом или удовольствием?

- Сейчас, оглядываясь назад, с уверенностью скажу, что это было трудно. Но ребенок едва ли понимает, что такое труд. Я вставала очень рано - час уходил на то, чтобы добраться до школы на улице Зодчего Росси. Обычно дети тратят на дорогу в школу 10 минут. Но я даже не догадывалась, что бывает по-другому. У меня почти не было свободного времени. Если оно возникало, то я уединялась, чтобы почитать. Мечтаешь, погружаешься в жизнь книжных героев… Мне чаще вспоминается именно это состояние, чем раздражение от многолюдности утреннего метро.

- Когда стало понятно, что балет - вправду ваше дело?

- Не сразу. Первое время вообще не понимаешь, в чем именно должны проявиться или не проявиться твои способности. В начальных классах балетного училища из специальных дисциплин - только классика, а это каждодневные занятия у балетного станка. Очень медленные комбинации движений, направленные на запоминание правильного положения тела, проработку мышц, разворот ног. Довольно скучно и утомительно, ведь еще не осознаешь, как из этих механических движений рождается танец. С каждым годом усложняются комбинации, появляются новые движения, ускоряется темп, и добавляются новые предметы. Так, в четвертом классе появился характерный танец, который у нас преподавала Елена Анатольевна Шерстнева. Изумительный педагог, очень тонкий, истинно петербургский человек, преданный школе. Она все показывала в полную ногу, с нюансами, с характером движения. Не только научила нас характерному танцу, но привила любовь к театру, искусству вообще. Она как бы включила наши эмоции. Так с каждым годом привязанность к балету у меня все отчетливее превращалась в любовь.

- Вы как-то сказали, что физика в балете идет от головы.

- В школе педагоги часто говорили: "Хорошая голова лучше способного тела". Можно много наработать, скрыть недостатки и делать акценты на своих достоинствах при умной работе, потом даже уставать от репетиций будешь меньше. Еще очень важно суметь к физическому и техническому совершенству танцовщика добавить свое внутреннее духовное и культурное образование.

- Зачем вы остались в школе на лишние два года? Могли бы выпуститься уже в 17 лет: балетная карьера ведь и так короткая...

- Была внешняя причина: появилась возможность получить диплом бакалавра. Но это не главное. Во-первых, я еще не чувствовала себя готовой для работы в театре, но самое важное то, что наш курс последние два года взяла Людмила Валентиновна Ковалева, педагог от Бога, мастер и профессионал с большой буквы, заставляющий тело и ноги говорить. Да-да: многие движения она соединяет со словами, и ты, проговаривая их во время танца, наполняешь его тем смыслом, который хочешь вложить.

- Вы как-то сразу перешли на взрослых героинь: Мирту, Фею Сирени, Никию...

- Машу в "Щелкунчике" я тоже танцевала - в школе, даже ездила на гастроли с академией, это был мой первый ведущий спектакль. Но следующим полным спектаклем, уже в театре, стала "Баядерка". Мне хотелось скорее почувствовать себя независимой, отвечающей за поступки, и я стремилась всю детскость заменить серьезностью, драматизмом, страданиями. Отсюда интерес к драматическим ролям вроде названных вами или, допустим, Анастасии в "Грозном". Но теперь я иначе думаю. Мне хочется и озорства, и веселости, и юности. Так что к Маше я, может, еще вернусь.

- Какая книжка на вас сильно повлияла?

- Трудно назвать одну. Сколько себя помню, всегда читала. Сначала романтические истории - такие, как "Поющие в терновнике" Маккалоу. Со временем мне стали интересны психологические романы со сложными отношениями. Один из моих любимых современных фильмов - экранизация "Идиота" с Евгением Мироновым в главной роли - открыл мне этот великий роман Достоевского. Одно время я зачитывалась мемуарами Берберовой и Ходасевича, Одоевцевой и Гумилева, открыла для себя богатейший язык Набокова. Недавнее открытие - "Нетерпение сердца" Цвейга.

- Как спасаетесь от суеты жизни и театра?

- Я выросла в большой семье, но смогла выделить свою внутреннюю территорию, где только я и мои близкие. Мне не нужно много общения, я не тот, кто восстанавливает энергию в большой компании. Люблю природу, стремлюсь в горы, на море. Одна или с любимым человеком. А когда природа в недоступности, я снова улетаю в книгу.

- С вами как-то даже неудобно говорить об интригах, которые, увы, почти неотрывны от балета.

- Знаете, всегда были люди обиженные, взвинченные собственными неудачами или другими людьми. Я живу своим миром, в который не всех пускаю просто из потребности защитить его. Мне всегда важно было найти человека, с которым я говорю на одном языке. Такими людьми стали мои педагоги: Елена Анатольевна Шерстнева, Людмила Валентиновна Ковалева в Петербурге, Марина Викторовна Кондратьева в Москве в Большом театре. Недавно я познакомилась с замечательными людьми, Виктором и Агнетой Валку, которые переносили в Большой "Онегина". В репетиционных залах нет места интригам, если хочешь чего-то добиться и самодостаточен. Какое мне дело, если за спиной шепчутся? Сцена расставляет всех на свои места, там не спрячешься за интриги.

- Расскажите о работе с Пьером Лакоттом над новым балетом.

- Балеты Лакотта - это всегда большой праздник танца, поэтому и хореографического текста у персонажей очень много. Изобилие вариаций, выходов, адажио, насыщенных мелкими движениями, создает впечатление, что танцовщик плетет кружево ногами. Вторая трудность - быстрый темп, который нужен для мелкой техники. Балеты Пьера очень полезны для выработки стоп и физической выносливости. И потом, "Марко Спада" - красивый костюмированный спектакль, мне нравится побыть маркизой, выходить в белом парике и длинном бархатном платье.

- А каково это - с детства знать, что нельзя съесть пирожок?

- Когда действительно любишь труд, который определил твою жизнь, ограничения и диеты не воспринимаются как нечто жуткое, это просто образ существования. И пирожок - не такая уж страшная жертва.

- Что из увиденного недавно потрясло?

- Меня не в первый раз потрясают спектакли хореографа-режиссера Анжелики Холиной, которая поставила в театре Вахтангова "Кармен", "Анну Каренину", а теперь вот - "Отелло". Она ставит хореографические спектакли на драматических актеров, и, что интересно, мой балетный глаз совершенно не видит дилетантства в исполнении. Все подчинено музыке, идее, танец актеров захватывает, ты чувствуешь правдивость на сцене без малейшей затянутости. Но самое главное - спектакли заставляют задуматься о ценностях жизни.

Наше досье

Ольга Смирнова

родилась в Санкт-Петербурге. Ведущая солистка Большого те¬атра. В 2011-м окончила с отличием Академию русского балета имени Вагановой и была принята в труппу Большого. Станцевала свыше 10 больших партий - Мирту в "Жизели", Фею Сирени в "Спящей красавице", Аспиччию в "Дочери фараона", Никию в "Баядерке", сольные роли в "Драгоценностях" Джорджа Баланчина, Терпсихору в "Аполлоне" Баланчина, Анастасию в "Иване Грозном" Юрия Григоровича, Одетту-Одиллию в "Лебедином озере", Татьяну в "Онегине" Джона Крэнко. Обладательница Гран-при Михайловского театра за 2009 год. В 2013-м получила главный балетный приз - "Бенуа де ля данс".

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9395
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7111
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?