Мы привыкли завистливо ахать по поводу миллионов лайков, которые вдруг получает какой-нибудь очередной горячий ролик в интернете. Но когда песня огребает 1,5 млн (!) «опущенных пальцев» — дизлайков, как случилось на днях с композицией рэперов Тимати и Гуфа «Москва», на память приходит старая притча: собака укусила человека — это ЧП, а человек собаку — это сенсация.
Рэп у нас в стране уже несколько лет очень популярен, а его исполнители, вчера еще обитавшие чуть ли не в подполье, сегодня среди главных ньюсмейкеров. Нечто подобное происходило с рокерами в перестройку, когда Цой, Шевчук, Бутусов и другие сказали нечто важное от имени поколения — и их услышали. Но то было 30 лет назад, а сегодня — время других голосов.
Однако такого и наш рэп не знал: 1,5 млн дизлайков при всего 90 тысячах лайков — вот реакция продвинутой интернет-общественности на бодренькую речовку пары известных сочинителей во славу немыслимо похорошевшей Москвы и ее суперуспешного начальства. Не ожидавший такого поворота Тимати даже удалил клип со своей странички в YouTube. Но в сегодняшнем миллионноликом интернете разве этим защитишься? Песня продолжает звучать, раздражать и собирать «опущенные пальцы».
Понять недовольных можно. Прочитаешь текст — и ужаснешься. Он трещит идейно (уж не говорю художественно) по всем швам: «В пятом поколении коренной москвич / Не хожу на митинги и не втираю дичь. / Помню этот город пятнадцать лет назад. / Отвечаю, он щас мировой стандарт...» Это о чем вообще, товарищи Тимати и Гуф?
А где мутное содержание — там и кривая форма: «Квинтэссенция интеллигентов и джамшутов. / Здесь комерсы выходят в окна без парашюта. / Пешком с Арбата и до площади Гагарина, / Там хлопну бургер за здоровье Собянина»...
И такая дребедень целый день... Ну хлопают, вообще-то, рюмашку, а не бургер, каковой, если уж придерживаться заданного стиля, хавают или что-нибудь в этом роде. Но это мелочь. А вот как можно восхищаться выходом «комерсов» без парашюта в окно? Беспристрастный суд, умеющий увидеть в бросании бумажного стаканчика теракт с покушением на жизнь полицейского, запросто мог бы усмотреть здесь призыв к суициду. Но, конечно, не усмотрит, ведь рэперы топят «за здоровье Собянина».
Вообще-то рэп — это такой жанр, где про сермяжное и про сиюминутное. Голос угнетенных. «Cи-эн-эн черной Америки», как называли его на родине, в Штатах в 1980-е. То есть: когда глас народа не слышен отцами нации — вот тут и появляется рэп. Да, он неприятен, как голос обиженного, нелюбимого ребенка. Но таковы законы жанра. Не нравится? Слушайте Киркорова, Билана, Баскова...
Казалось бы, все просто. Но если задуматься: а когда люди выражают открытую вражду по отношению к произведению искусства? Такое случается очень редко, когда произведение, песня-фильм-книга, нарушает границы приемлемого. Речь даже не о демонстративном попирании морали, не о пощечине общественному вкусу, а именно о скатывании в тупую пропаганду. Рождающую у людей чувство, что ими грубо манипулируют.
Гуф, кстати, от совместного с Тимати творения поспешил откреститься: всю-де жизнь «читал, читаю и буду читать про Москву», но в какую агитку его втянули, не сразу понял.
Честен Тимати в своей песне или нет — не так уж и важно. Кого волнуют его политические взгляды! Важно то, что она попала на удобренную почву, появившись аккурат к выборам в Московскую городскую думу, завершившим беспрецедентный по скандальности период новейшей истории. Когда оппозиционных претендентов всеми правдами и неправдами оттирали от кандидатских списков, митинги недовольных разгоняли со свирепостью, достойной куда лучшего применения.
У очень многих людей есть стойкое убеждение, что их без них женили, лишив права голоса. Им предложили имитацию: формируйте вашу городскую думу из того, что есть: партии власти и «карманных оппозиционеров». Однако голос-то у народа остался, пусть и при себе. И люди проголосовали — не на избирательных участках, а в интернете. Не против власти, а против песни, которая эту власть облизывает. Такое тайное голосование, которое стало явным.
Можно сказать: опять фига в кармане, кого она волнует. Можно успокоить себя: 1,5 млн анонимов, выразивших свое мнение с помощью дизлайков, — это еще не вся Россия. И вообще, кого они представляют... Но для меня очевидно: без этих 1,5 млн голосов и Россия не вся. И вообще: именно за ними, этими ершистыми ребятами, будущее. Это, по-моему, даже Тимати с Гуфом поняли.
А вас, господа начальники, этот ропот «опущенных пальцев» не тревожит? Ну-ну. «Пусть думают они, что это только танцы», — как пели когда-то отцы русского уличного рэпа, группа «Мальчишник»...