Главная Культура 05:32 13 Сентября 2011 2780
Русский фильм на немецком языке победил в Венеции
Венецианский кинофестиваль в четвертый раз за свою историю завершился победой российского фильма
Зара Абдуллаева

 

 Присуждение «Золотого льва» этой картине произошло вопреки патриотическим чувствам председателя жюри американца Даррена Аронофски, но, как считает «Труд», у арбитров не было альтернативы.

Конкурс 68-го Венецианского фестиваля собрал такое количество звезд американской режиссуры, что казалось: главный приз уйдет кому-то из них, тем более что возглавлял жюри знаменитый голливудский постановщик Даррен Аронофски. Но вышло все наоборот. Священные имена (разной весовой категории) Клуни, Поланского, Кроненберга, Фридкина, Феррары, Солондза оказались в проигрыше. Зато в первачи вышли маргиналы и любимцы арт-тусовки. Над ними возвышался только Александр Сокуров. Его «Фауст» вызвал восторг, удивление, шепот, ропот, замешательство. Было ясно, что соревноваться Сокурову не с кем. Даже если итальянские и английские субтитры затрудняли просмотр фильма, концептуально снятого на немецком языке, проникнутого немецким духом, немецкой романтической живописью, теснотой и свободой пространства, в центре которого заурядный вроде бы доктор Фауст (отменный немецкий актер Йоханнес Цайлер), предназначенный, однако, к исторической роли сверхчеловека. Визуальные образы — в особенности финальный исландский пейзаж с кратерами вулканов, по которому отправляется в дальний путь из своего Х1Х века (время действия фильма) в наш XXI циничный сокуровский Фауст, так поразили венецианских наблюдателей, что обсуждать трактовку режиссера не пришлось. Разве что Мефистофель, превращенный Сокуровым в совсем мелкого беса, похотливого, но бесполого, то есть лишенного соответствующего органа ростовщика и гротескного отморозка, вызвал вопросы. Стало быть, не дьявол искушает этого Фауста, а бедный, в смысле нищий поначалу доктор сам себя искушает разрушительной силой власти, а не жаждой познания. Карикатурная пародия на Мефистофеля понадобилась только для того, чтобы «разбудить» в Фаусте Властелина колец.

Мало кто ожидал, что приз за сценарий получит Йоргас Лантимос, открытый в Канне (дебютной картиной «Клык») греческий режиссер, чей фильм «Альпы» представляет камерный, не эффектный тип авторского кино, пребывающего ныне почти в коме. И вдруг — страннейшая оригинальная интрига. «Альпы» — самодеятельная организация, члены которой нанимаются к родственникам или знакомым умерших людей, чтобы скрасить им жизнь без любимых. Клиентов поставляет медсестра больницы. Изучив склонности, привычки, любимые словечки умирающих, она «перевоплощается» в почивших, и всех участников выгодной сделки вроде бы устраивают правила такой игры, пока эту немолодую уже медсестру не заменит юная конкурентка в полюбившейся ей роли школьницы-теннисистки. Трагедия неизбежна. А иллюзия реальности оказывается ненадежным убежищем от рутинной повседневности.

На приз «За режиссуру» был обречен китаец Цай Шанцзюн. Дело в том, что ежегодно в конкурсной венецианской программе ожидается фильм-сюрприз, не объявленный заранее. Обычно он прибывает из Китая, поскольку Марко Мюллер (директор фестиваля) — знаток и большой поклонник не только российского, но и азиатского кино. На сей раз во время официального просмотра произошел конфуз. Вдруг через сорок минут после начала фильма «Люди гор, люди моря» огромные толпы зрителей сорвались с мест и бросились к выходу. Запахло паленым. Пожар? Или «конец света», продемонстрированный накануне в фильме Абеля Феррары «4:44. Последний день на земле» как вполне обыденное событие? Оказалось что-то случилось с проводкой, и повеяло гарью. Публика решила смыться. Антракт с починкой лампы длился минут сорок. Повторный показ этого фильма в другом зале тоже был прерван по техническим причинам. Компенсировать такие накладки удалось с помощью награды режиссеру за стресс. Что же до картины, то она — о бедняке из китайского захолустья, отправляющемся на поиски убийцы своего брата и постепенно звереющего в долгих блужданиях по деревням, весям — и в собственной жажде мести. «Использовать насилие против насилия — последнее оружие пролетариев», — объяснил режиссер на пресс-конференции. Самоубийственный финал: взрыв на угольной шахте, который подстроил этот пролетарий, не исключив себя из жертв и заложников мести, — эффектный режиссерский ход, который оценило жюри.

Политкорректность, отмененная пока что не на всех фестивалях, должна была сработать в выборе актрисы, которой угрожала награда «За лучшую женскую роль» (Кубок Вольпи). Никто не сомневался, что ею станет Дина Йип, сыгравшая в гонконгском фильме «Простая жизнь» возрастную роль служанки. Она помогала по хозяйству четырем поколениям одной семьи в течение шестидесяти лет. У старушки случился инсульт. Она выжила, но до конца не оправилась. Попросила отпрыска любимого семейства отправить ее в дом престарелых, чтобы никого не обременять. Там она наблюдала жизнь реальных больных — например, то, как они вытаскивают свои вставные челюсти и путают их во время общего обеда, и прочие ужасы повседневной беспомощности. Полупарализованная старушка всем помогает, всех утешает и, в конце концов, умирает. Жалостливый фильм слаб, но история тронула членов жюри, и к актрисе никаких претензий нет. Зато журналисты были вознаграждены по-настоящему заслуженным призом «За главную мужскую роль» Майклу Фассбендеру, оказавшемуся как-то внезапно по-настоящему большим актером. И даже — об этом не упоминают только ленивые — «новым Марлоном Брандо». В Венеции он появился сразу в двух фильмах. В «Опасном методе» Дэвида Кроненберга он сыграл строго, чувственно и с большой сноровкой реальное историческое лицо — психиатра Карла Густава Юнга, переживающего любовную страсть со своей пациенткой, вылеченной от истерии. Фигура Сабины Шпильрайн, тоже реальная, которую ужасно изобразила (не сумев качественно сыграть) Кира Найтли, — просветительский подарок Кроненберга кинозрителям, узнавшим об этой удивительной на самом деле, а не в кино женщине, практиковавшей психоанализ в России, куда она вернулась из Швейцарии и Австрии, где сама лечилась, страдала, взрослела и способствовала научным открытиям Юнга и Фрейда.

Однако приз Фассбендер получил за опасно смелую роль в фильме знаменитого британского художника и режиссера Стива Маккуина «Стыд», дебют которого («Голод») был отмечен в Канне «Золотой камерой». Теперь — в отличие от политзаключенного, объявившего голодовку в тюрьме во имя свободы, — его героя по имени Брендон подчиняет себе, истязает, как тюрьма, его собственное тело, досаждающее до изнеможения и кошмаров. Свободы у Брендона хоть отбавляй. Нью-Йорк, где он проживает и который Маккуин любовно снимает, — город всех возможных дозволенностей, но герой Фассбендера все равно в ловушке. Это состояние — разные грани одержимости — прожито актером с сокрушительной достоверностью и совершенно безутешно. С таким персонажем и исполнителем нью-йоркский «Стыд» обречен на культовый статус «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи.

Александр Сокуров: «Если культура будет деликатной и молчаливой, ее проглотят»

После церемонии награждения победитель 68-го Венецианского кинофестиваля выступил перед журналистами и предложил радикально поменять концепцию мировых киносмотров.

— Мы сюда приехали не для того, чтобы получить призы, а чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям… Случилось так, что мы оказались поняты, а это бывает нечасто…

Я приехал сюда со смешанными чувствами. Я давно считаю, что система фестивалей класса «А» себя изжила. Надо придумать новую схему — создавать киновыставки, а не фестивали. Это может не понравиться журналистам, телевидению и даже публике. Но это необходимо.

Я бы хотел обратиться к Министерству культуры Италии, великой страны. Настраивайте все свои каналы на привлечение бюджета в сферу культуры, в образование, на поддержку гуманитарных акций. Если культура и дальше будет такой деликатной и молчаливой, то ее просто проглотят. Культура — это не роскошь, а необходимый фундамент для развития общества.

Немецкие актеры — блестящие профессионалы. Но почему-то об этом никто не знает. Работа с ними — одно из самых сильных впечатлений для меня. Да еще на таком трудном, парадоксальном материале.

Мне очень важно было понять немецкий характер не только фонетически и философски, но и как он отражается в цвете. Я проводил исследование колористических предпочтений немецкого характера и опирался на опыт немецких романтиков.

Когда есть настоящая художественная задача, люди могут творить чудеса. Я учился вместе с ними, они — выдающиеся профессионалы.

Мы не собираемся навязывать зрителю наш фильм и не будем делать какую-то масштабную кампанию. Пять минут назад я говорил с премьер-министром России и, конечно, очень надеюсь на его поддержку.

У меня уже есть русскоязычный вариант фильма. Фильму зритель не нужен, это зрителю должен быть нужен фильм».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9636
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7242
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?