Это сотворили не мошенники и не грабители, а опережающие темпы инфляции. Хотя в абсолютных цифрах в стране все еще росли зарплаты, однако цены повышались куда быстрее. Реальные денежные доходы граждан, как свидетельствует свежий доклад Росстата, уменьшились в 2015-м в целом по стране на 4%.
Это значит, что среднее домохозяйство из трех человек, у которого семейный бюджет в рублях стал больше, на самом деле потеряло, если исходить из покупательной способности, 44275 рублей. Таких денег, по данным статистики, хватило бы семье на покупку продуктов питания в течение 2-3 месяцев.
Сбываются тревожные прогнозы ряда авторитетных специалистов, предупреждавших о нарастании серьезных деформаций в социальной сфере, опасном расширении масштабов бедности, резком снижении уровня жизни. Во время предыдущего экономического кризиса 2008 года неблагоприятные последствия удалось залить огромным потоком денег, взятых правительством из накопленных запасов. Сегодня таких ресурсов на длительный период у властей нет.
Итак, в прошлом году среднемесячная зарплата работников сократилась в реальном выражении на 9,5%, пенсии — на 3,8%. Армия прозябающих за официальной чертой нищеты достигла в течение трех кварталов 20,3 млн человек, увеличившись в январе — сентябре прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 2,3 млн.
Оборот розничной торговли упал на 10%. Заметно уменьшились показатели ВВП, промышленного производства, инвестиций, без которых не может развиваться экономика...
Громким сигналом стал беспрецедентный дисбаланс между денежными доходами и расходами населения. В 2015-м впервые за всю историю новой России суммарные траты граждан превысили по итогам года доходы на 418 млрд рублей. В прежние годы в отдельные месяцы такой перерасход случался, но годовые итоги были всегда с плюсом. Ни в период тектонического обвала экономики 1992-1995 годов, ни во время кризисов 1998-го и 2008-го россияне не залезали в свои заначки с наличными столь масштабно, чтобы завершать год с полутриллионным минусом. Не было этого и в советской России в драматических 1990-1991 годах (за более ранний период достоверных сравнительных данных найти не удалось).
Остатки денег на руках россиян уменьшились с января по декабрь на огромную сумму — 715 млрд. Правда, в целом накопления во вкладах и ценных бумагах выросли, однако это не имеет отношения к малоимущим россиянам. У них все острее нехватка денег. Но правда и то, что часть населения увеличила сбережения, которые по методике Росстата тоже считаются тратами.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в конце декабря на руках у населения находились 74,7 млн кредитов на 9 трлн рублей. Очень тревожит специалистов, что объемы «плохих» долгов с просрочкой платежей свыше 90 дней выросли в прошлом году в полтора раза, перевалив за 1 трлн. Миллионы жителей оказались в долговой кабале, из которой непонятно как вырваться.
Кризис ударил и по многим россиянам, считавшимся вполне обеспеченными. Специалисты условно разделяют все население на пять одинаковых по численности групп. В каждой 20% населения, т. е. немногим более 29 млн человек. Затем анализируется уровень доходов в каждой из этих групп. В 2015-м в нижней, где в основном малоимущие бедолаги, общая сумма доходов за год составила 2,8 трлн рублей, а в пятой, верхней, 25 трлн. Разница, как видим, очень большая. Однако разрыв этот меньше, чем в прошлом году, потому что у многих состоятельных россиян в прошлом году вес денежных поступлений в реальном выражении снизился. Итак, в первой группе граждане имели среднедушевые месячные доходы в 8020 рублей, а на 5-м «этаже» показатель вполне приличный — 71 120.
Конечно, в верхней группе собрались и крепкие середняки, и богачи. Для более рельефного расклада статистики сравнивают 10-процентные группы населения — 14,65 млн наиболее обеспеченных россиян «наверху» и столько же самых малоимущих «внизу». И тут настоящая пропасть: 5890 рублей в месяц против 91 560. Соотношение доходов самых бедных и самых богатых (или децильный коэффициент, как говорят специалисты) — 15,5, намного выше, чем в Европе. В скандинавских странах аналогичный коэффициент варьируется от трех до четырех, в Германии, Австрии, Франции — от пяти до семи. А вот в США 15...
В советское время, как известно, не было такого огромного расслоения, как сейчас. Децильный показатель был тогда около четырех. Но в целом уровень жизни на закате СССР был, бесспорно, ниже, чем сегодня. Прежде всего из-за тотального дефицита. Люди не голодали, но постоянные поиски продуктов и промтоваров выматывали и озлобляли.
Тем не менее любопытно сравнить нынешние реалии и быт россиян более четверти века назад. В 1988-м, как сообщал сборник Госкомстата СССР «Бюджеты рабочих, служащих и колхозников», граждане с доходом до 75 рублей считались малообеспеченными. Таких бедных в РСФСР насчитывалось 9,36 млн человек (6,4% населения). Впрочем, что значили эти 75 рублей в то время? С 1988-го по 2015-й цены выросли, как мне удалось подсчитать, используя базу данных Росстата и Госкомстата СССР, в 103 200 раз. Учитывая проведенную в свое время деноминацию, надо умножать для сравнения с сегодняшним днем все суммы 1988-го на 103,2.
Иными словами, формально те 75 рублей из советского прошлого должны быть примерно равнозначны 7740 рублям в 2015-м. От этой печки и будем танцевать. Напомню: в январе — сентябре прошлого года 20 млн граждан находились за порогом бедности с доходами менее 10 тысяч рублей на человека. То есть масштабы бедности сегодня и 27 лет назад вполне сопоставимы.
Разумеется, в 1988-м не было такого масштабного строительства загородных домов, не мчалось столько иномарок на наших улицах, нельзя было и мечтать о таком разнообразии товаров в магазинах. Жизнь круто изменилась. Но... Люди постарше с ностальгией вспоминают социальную защищенность, доступную систему здравоохранения... Вернуть бы — да не получается.
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем на члена домашнего хозяйcтва)
Средние цены покупки продуктов питания в государственной и кооперативной торговле в 1988 году (по материалам обследования семейных бюджетов рабочих и служащих) и средние цены в России в конце 2014-го (в рублях за килограмм)
Умножая цены 1988-го на 100, нетрудно увидеть, какие продукты за 27 лет подорожали выше среднего уровня инфляции, а какие, наоборот, стали сегодня доступнее (например, куры, растительное масло, яйца, сахар).