Что смешного в церковном таинстве, особенно если это таинство исповеди? Как поведет себя игумен провинциального монастыря, когда у него напрочь отшибет память? И можно ли представить себе на большом экране нечто среднее между франшизой Бекмамбетова «Елки», драмой Лунгина «Остров» и криминальным боевиком Балабанова «Жмурки»? Если хотите узнать ответы на эти вопросы — вам на фильм «Непослушник-2», широкий показ которого начинается в российских кинотеатрах 15 декабря.
Обозреватель «Труда», неожиданно внесший свой посильный вклад в создание киноленты на финальном этапе, побывал на московской премьере и считает, что у продолжения нашумевшего весной «Непослушника» есть отличные шансы переплюнуть все вышеназванные фильмы-предшественники.
Виктор Хориняк («Последний богатырь», «Мистер Нокаут») в образе популярного блогера и незадачливого пранкера Димонстра изо всех сил пытается остепениться, но все у него идет шиворот-навыворот. Женился на своей Насте, да не повенчался. Осваивает навыки прилежного папы, да младенец никак не успокаивается. Усердно ходит на общественные работы, да жена, не выдержав такого счастья, укатывает с ребенком к духовному отцу в затерянную где-то под Шуей обитель.
Такова сюжетная завязка, разработка которой не дает шанса зрителю передохнуть. Как в буквальном смысле, так и от смеха. Несомненная режиссерская удача — точно выверенный баланс между брутально-прямым и изящно-воздушным юмором, крепкие дозы которых бьют зарядами по залу без остановки. Игумен Анатолий брякается в обморок, чтобы очнуться в районной больнице офицером-отставником: «Тут помню — а тут (включая монастырский постриг и принятие священного сана) не помню». Авторитетный меценат Саша Черный в исполнении Гоши Куценко, не подозревая о подобной метаморфозе, приходит к нему на первую настоящую (как говорят в церкви — генеральную) исповедь...
Фильм, кстати, снимался в Шуйской епархии Ивановской митрополии — только не в действующем монастыре, а в приходском храме. В кинематографе считается тяжелой задачей – на протяжении всей полнометражной ленты «делать» трех главных героев актерам одного пола. Высоко поставленную режиссером Владимиром Коттом планку триумвират Хориняка, Куценко и сыгравшего игумена Юрия Кузнецова («Обитель», «Предел возможного» и тот же «Остров») блистательно удержал. Кузнецов вообще исполняет фильм в фильме: по ходу этого своеобразного бенефиса с диагнозом персонажа «диссоциативная амнезия» актеру приходится перевоплощаться то в монаха, то в обычного пенсионера, забывшего, кто он таков. Обычного, да не совсем! По ходу затеянной Димонстром почти что войсковой операции по возвращению памяти духовному отцу выясняется, что тот немало накуролесил в молодости, а на пике офицерской карьеры даже успешно выполнил строго секретную миссию по оживлению замолчавшей на орбите советской военно-космической станции. Потому ничего не остается, как отправить в космос его снова — прямиком через... колокольню!
А когда шоковое потрясение вернет ему память полностью, придется констатировать: монахи в священном сане — отнюдь не супермены. У них тоже есть потаенные шкафчики в дальних уголках памяти, которые совсем не хочется открывать и ворошить. Но иногда приходится, потому что в хорошей комедии есть только доля шутки, а остальное — лирика.
Говоря строго, это все же не комедия в чистом виде, а облеченная в комедийные формы кинопритча. Оттого не выглядят фальшивыми и ходульные по внешности образы братков-охранников, и хохмы на грани возрастного ценза «6+» (на которой сценаристы Михаил Зубко и Константин Трофимов, отдадим им должное, филигранно удерживаются), и известные вольности сразу в трех перекрестных любовных линиях. И это повод поговорить о деликатной игре тройки аккомпанирующих актерам-мужчинам исполнительниц женских ролей — Таисии Вилковой, Татьяны Орловой и Маргариты Аброськиной. Артистки очень разноплановые и даже внешне друг на друга весьма не похожие, здесь они синхронно держат профессиональную марку, не мешая мужчинам творить и солировать. И друг с другом удивительно гармонируют, не забывая, что даже в эпизодических женских ролях иногда таится бриллиант. Так, кстати, случается и здесь — и до самого финала (где сольную микропартию блестяще исполнит Марина Дюжева) эта детективная загадка держит зрителя в напряжении, не давая расслабиться.
Несколько перегружен фильм, пожалуй, лишь кинематографическими цитатами, одна из которых практически буквально воспроизводит гайдаевскую сцену знакомства Ивана Васильевича Бунши со свитой царицы Марфы Васильевны. Впрочем, эти фрагменты смотрятся как уместные и добрые мини-пародии на советскую эпоху, ведь в точности за каждым из них сразу звучат музыкальные хиты той поры — инструментальная ли музыка Георгия Свиридова или же классика Владимира Высоцкого... К записи трека еще одного шлягера развитого социализма на слова Николая Добронравова приложил свой вокальный талант и автор этих строк. Причем озвучить мне довелось не кого-нибудь, а самого Гошу Куценко. А вот что и почему его криминальный герой под конец запел, да еще в компании братьев-монахов, лучше увидеть на экране!
В общем, слухи о смерти нового российского кино пока что преувеличены. Спустя неполный год после оглушительного успеха первой части, собравшей свыше трех сотен миллионов рублей в прокате, можно надеяться, что сиквел как минимум не посрамит ожиданий. Всяк зритель найдет в «Непослушнике-2» фабулу по душе. Желающий сделать семье предновогодний киноподарок не окажется разочарован. Искатель непритязательного юмора обрящет его сколь душе угодно. А внимательный церковный аналитик лишний раз удостоверится: без активного присутствия в медиа нового мира (конечно же, дозированного и вне лишнего фанатизма) монастырей, равно как и их настоятелей, работать монахам с прихожанами сегодня невозможно. В Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ это давно поняли: не случайно его глава Владимир Легойда активно консультировал съемочную группу.