Главная Культура 20:49 12 Октября 2023 2016
Вперед, к Баху

Екатерина Антоненко продирижировала «Страсти по Иоанну»

Сергей Бирюков
Екатерина Антоненко - одна из лучших исполнительниц старинной (и не только) музыки. Фото предоставлено Московской филармонией

В Московской филармонии исполнением «Страстей по Иоанну» стартовал абонемент «Бах. Гендель». Музыка, по-особому нужная слушателю. В нынешние дисгармоничные дни это ощутимо с крайней ясностью.

Несколько лет подряд столичная филармония радовала публику осенним фестивалем Генделя. Это было роскошно – во-первых, потому что отдавало долг справедливости мастеру, которого до последних десятилетий у нас исполняли недостаточно. Во-вторых – потому что понятие «роскошь» очень подходит к самой личности и музыке Генделя. Разумеется, речь не о каких-либо гедонистических излишествах, которым чужды жизнь и творчество одного из величайших композиторов и тружеников мира. Роскошны сами его музыкальные образы, хлещущая через край тематическая изобретательность, эмоциональность выражения.

Но в силу разных обстоятельств эти фестивали прекратились. Зато – пришел нынешний абонемент. В чем-то, чисто внешне, делающий шаг «назад» – к Баху, который филармоническим вниманием вроде бы никогда не был обделен. Но я не случайно поставил в кавычки слово «назад». Бах – из тех, крайне немногочисленных мировых фигур, в чьей привычности можно бесконечно открывать новые глубины. И, конечно, очень интересно в сопоставлении двух крупнейших композиторов барокко яснее почувствовать самость каждого.

Для меня она такова: когда слушаешь Генделя, тебя будто удостаивает своего величественного слова монарх. Когда слушаешь Баха – с тобой говорит Господь, имя которому – любовь. Или – тебя обнял отец родной.

Совершенно не настаиваю на этой ассоциации. Но не случайно именно музыку Баха выбрал для финала своего фильма «Зеркало» Андрей Тарковский. Где образ и голос отца – лейтмотив ленты, неотъемлемой частью фонограммы которой стали стихи Арсения Тарковского, отца режиссера, в исполнении их автора.

Думаю, неслучайно постановщик тогда выбрал именно «Страсти по Иоанну». Рассказывающие главную историю христианского мира. Притом делающие это с особым трепетом – в написанных семь лет спустя «Страстях по Матфею», пусть и более масштабных в целом, именно трепета будет чуть меньше. По крайней мере по выражению тревоги, боли и притом высшей предопределенности – всего этого вместе! – я не знаю ничего равного первому номеру «Бог, о Господь наш».

Эта или какая другая мысль руководила составителями абонемента, но они, с моей точки зрения, поступили очень точно, открыв цикл именно «Страстями по Иоанну». И безошибочно поручили исполнение Екатерине Антоненко и ее коллективу Intrada вкупе с Государственным камерным оркестром России.

Сегодня многие исполнители музыки давних веков увлекаются так называемым аутентизмом. Но часто подменяют это понятие, означающее «достоверность», другим – «не так, как играли непосредственные предшественники». Однако кто на самом деле знает, что достоверно по отношению к музыке, написанной триста лет назад? Когда не то что звукозаписи не было – и в нотах, как правило, не расписывали подробно темпы, громкость, а то даже конкретный состав партитуры. Разумеется, многое можно восстановить по книгам – исполнительским руководствам Иоганна Маттезона, Карла-Филиппа-Эммануила Баха, Иоганна-Иоахима Кванца... Но это огромная исследовательская работа, да и она не всегда дает точный рецепт. Не проще ли поступить по принципу – играем быстро там, где раньше играли медленно. Ну и далее в той же логике…

Екатерина Антоненко действует по-иному. Во-первых, она – глубокий исследователь. Во-вторых – артист, помнящий, что главная цель всех научно-музыкальных изысканий – художественное впечатление. И ее Бах для меня аутентичен, то есть достоверен в высокой степени. Начиная с того самого «Бог, о Господь наш», сжавшего сердце печальными, но строго размеренными, как само время, фигурациями струнных. Переплетающимися в щемящих диссонансах линиями флейт и гобоев, словно ангелы в вышине горестно касаются друг друга руками. Хоровой полифонией, продолжающей эти инструментальные интонации.

Этот верный тон удается сохранить на протяжении последующих шести десятков номеров. Правда, с разной степенью точности. Например, мне не показалось, что сопрановые арии «Я тоже, ликуя, иду за тобою» или «Разлейся, о сердце, потоками плачей» прозвучали вполне адекватно в трактовке Лилии Гайсиной: легкость голоса – еще не все, что нужно, чтобы соревноваться в проникновенности пения, допустим, с великой Элизабет Шварцкопф. Точно так же не убежден в удачности решения поручить самые нервные и трепетные арии вроде «Свершилось» (момент, когда умер Иисус) контратенору Артему Крутько. Не столько потому что у Баха конкретно этот номер помечен как альтовый (что может быть расшифровано и как женское меццо-сопрано), сколько из-за бескрасочности голоса этого исполнителя.

Соло тенора Игоря Морозова, баритона Игоря Подоплелова и бас-баритона Богдана Петренко в целом гармонично влились в звуковую панораму целого. Но главной удачей я бы назвал партию Евангелиста в исполнении Михаила Нора. Вот здесь была вся палитра эмоциональных и тембровых красок, требуемых в этой стержневой линии партитуры, объединившей в себе и собственно повествование, и страстное переживание рассказываемого. И все это – не выходя за рамки ангельски-пастельной звучности, которой всегда держались в баховских теноровых партиях самые великие исполнители – Эрнст Хефлигер, Петер Шрайер…

Ангельская нежность – вот, пожалуй, ключевое свойство всей интерпретации Екатерины Антоненко. Именно так были спеты все хоралы – опорные точки выражения религиозного чувства в любой баховской партитуре с хором. Тем ярче на их фоне выделились выплески других состояний – нарочито усложненная, подчас лихорадочная полифония массовых сцен с выкриками «Распни», наоборот, подчеркнуто правильные, словно с линейкой рассчитанные контрапункты первосвященников «У нас есть закон, и по нему Он должен умереть», откровенный гротеск (Бах владел и таким приемом!), в минуту издевательского славословия «Да здравствует царь иудейский» пародирующий ту самую арию сопрано «Я тоже, ликуя, иду…». И все это – один и тот же камерный коллектив Intrada, в секунду преображающийся из небесных сладкопевцев в злобную толпу, а из нее – в скорбящий о своем Спасителе народ.

Добавим сюда прозрачные, но выразительные, как та ангельская пастель вокала, голоса оркестра от скорбно-тихой виолы да гамба в аккомпанементе арий до яркого, как труба, гобоя да каччья в эпизоде землетрясения и бури, которыми природа ответила на смерть Иисуса…

Добавлять, впрочем, можно было еще долго – Бах, как уже сказано в начале этих заметок, неисчерпаем. Поэтому оставлю дальнейшие попытки описания его в высокой степени достойной нынешней интерпретации и выражу надежду, что последующие программы абонемента – оратория Генделя «Радостный, Задумчивый и Умеренный» 3 ноября и «Страсти по Матфею» Баха 24 апреля – пройдут не менее успешно.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4971
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4260
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...