Главная Культура 20:49 12 Октября 2023 1903
Вперед, к Баху

Екатерина Антоненко продирижировала «Страсти по Иоанну»

Сергей Бирюков
Екатерина Антоненко - одна из лучших исполнительниц старинной (и не только) музыки. Фото предоставлено Московской филармонией

В Московской филармонии исполнением «Страстей по Иоанну» стартовал абонемент «Бах. Гендель». Музыка, по-особому нужная слушателю. В нынешние дисгармоничные дни это ощутимо с крайней ясностью.

Несколько лет подряд столичная филармония радовала публику осенним фестивалем Генделя. Это было роскошно – во-первых, потому что отдавало долг справедливости мастеру, которого до последних десятилетий у нас исполняли недостаточно. Во-вторых – потому что понятие «роскошь» очень подходит к самой личности и музыке Генделя. Разумеется, речь не о каких-либо гедонистических излишествах, которым чужды жизнь и творчество одного из величайших композиторов и тружеников мира. Роскошны сами его музыкальные образы, хлещущая через край тематическая изобретательность, эмоциональность выражения.

Но в силу разных обстоятельств эти фестивали прекратились. Зато – пришел нынешний абонемент. В чем-то, чисто внешне, делающий шаг «назад» – к Баху, который филармоническим вниманием вроде бы никогда не был обделен. Но я не случайно поставил в кавычки слово «назад». Бах – из тех, крайне немногочисленных мировых фигур, в чьей привычности можно бесконечно открывать новые глубины. И, конечно, очень интересно в сопоставлении двух крупнейших композиторов барокко яснее почувствовать самость каждого.

Для меня она такова: когда слушаешь Генделя, тебя будто удостаивает своего величественного слова монарх. Когда слушаешь Баха – с тобой говорит Господь, имя которому – любовь. Или – тебя обнял отец родной.

Совершенно не настаиваю на этой ассоциации. Но не случайно именно музыку Баха выбрал для финала своего фильма «Зеркало» Андрей Тарковский. Где образ и голос отца – лейтмотив ленты, неотъемлемой частью фонограммы которой стали стихи Арсения Тарковского, отца режиссера, в исполнении их автора.

Думаю, неслучайно постановщик тогда выбрал именно «Страсти по Иоанну». Рассказывающие главную историю христианского мира. Притом делающие это с особым трепетом – в написанных семь лет спустя «Страстях по Матфею», пусть и более масштабных в целом, именно трепета будет чуть меньше. По крайней мере по выражению тревоги, боли и притом высшей предопределенности – всего этого вместе! – я не знаю ничего равного первому номеру «Бог, о Господь наш».

Эта или какая другая мысль руководила составителями абонемента, но они, с моей точки зрения, поступили очень точно, открыв цикл именно «Страстями по Иоанну». И безошибочно поручили исполнение Екатерине Антоненко и ее коллективу Intrada вкупе с Государственным камерным оркестром России.

Сегодня многие исполнители музыки давних веков увлекаются так называемым аутентизмом. Но часто подменяют это понятие, означающее «достоверность», другим – «не так, как играли непосредственные предшественники». Однако кто на самом деле знает, что достоверно по отношению к музыке, написанной триста лет назад? Когда не то что звукозаписи не было – и в нотах, как правило, не расписывали подробно темпы, громкость, а то даже конкретный состав партитуры. Разумеется, многое можно восстановить по книгам – исполнительским руководствам Иоганна Маттезона, Карла-Филиппа-Эммануила Баха, Иоганна-Иоахима Кванца... Но это огромная исследовательская работа, да и она не всегда дает точный рецепт. Не проще ли поступить по принципу – играем быстро там, где раньше играли медленно. Ну и далее в той же логике…

Екатерина Антоненко действует по-иному. Во-первых, она – глубокий исследователь. Во-вторых – артист, помнящий, что главная цель всех научно-музыкальных изысканий – художественное впечатление. И ее Бах для меня аутентичен, то есть достоверен в высокой степени. Начиная с того самого «Бог, о Господь наш», сжавшего сердце печальными, но строго размеренными, как само время, фигурациями струнных. Переплетающимися в щемящих диссонансах линиями флейт и гобоев, словно ангелы в вышине горестно касаются друг друга руками. Хоровой полифонией, продолжающей эти инструментальные интонации.

Этот верный тон удается сохранить на протяжении последующих шести десятков номеров. Правда, с разной степенью точности. Например, мне не показалось, что сопрановые арии «Я тоже, ликуя, иду за тобою» или «Разлейся, о сердце, потоками плачей» прозвучали вполне адекватно в трактовке Лилии Гайсиной: легкость голоса – еще не все, что нужно, чтобы соревноваться в проникновенности пения, допустим, с великой Элизабет Шварцкопф. Точно так же не убежден в удачности решения поручить самые нервные и трепетные арии вроде «Свершилось» (момент, когда умер Иисус) контратенору Артему Крутько. Не столько потому что у Баха конкретно этот номер помечен как альтовый (что может быть расшифровано и как женское меццо-сопрано), сколько из-за бескрасочности голоса этого исполнителя.

Соло тенора Игоря Морозова, баритона Игоря Подоплелова и бас-баритона Богдана Петренко в целом гармонично влились в звуковую панораму целого. Но главной удачей я бы назвал партию Евангелиста в исполнении Михаила Нора. Вот здесь была вся палитра эмоциональных и тембровых красок, требуемых в этой стержневой линии партитуры, объединившей в себе и собственно повествование, и страстное переживание рассказываемого. И все это – не выходя за рамки ангельски-пастельной звучности, которой всегда держались в баховских теноровых партиях самые великие исполнители – Эрнст Хефлигер, Петер Шрайер…

Ангельская нежность – вот, пожалуй, ключевое свойство всей интерпретации Екатерины Антоненко. Именно так были спеты все хоралы – опорные точки выражения религиозного чувства в любой баховской партитуре с хором. Тем ярче на их фоне выделились выплески других состояний – нарочито усложненная, подчас лихорадочная полифония массовых сцен с выкриками «Распни», наоборот, подчеркнуто правильные, словно с линейкой рассчитанные контрапункты первосвященников «У нас есть закон, и по нему Он должен умереть», откровенный гротеск (Бах владел и таким приемом!), в минуту издевательского славословия «Да здравствует царь иудейский» пародирующий ту самую арию сопрано «Я тоже, ликуя, иду…». И все это – один и тот же камерный коллектив Intrada, в секунду преображающийся из небесных сладкопевцев в злобную толпу, а из нее – в скорбящий о своем Спасителе народ.

Добавим сюда прозрачные, но выразительные, как та ангельская пастель вокала, голоса оркестра от скорбно-тихой виолы да гамба в аккомпанементе арий до яркого, как труба, гобоя да каччья в эпизоде землетрясения и бури, которыми природа ответила на смерть Иисуса…

Добавлять, впрочем, можно было еще долго – Бах, как уже сказано в начале этих заметок, неисчерпаем. Поэтому оставлю дальнейшие попытки описания его в высокой степени достойной нынешней интерпретации и выражу надежду, что последующие программы абонемента – оратория Генделя «Радостный, Задумчивый и Умеренный» 3 ноября и «Страсти по Матфею» Баха 24 апреля – пройдут не менее успешно.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?