Замечательный, редкостно одаренный актер, погиб 6 марта в своей «холостяцкой» квартире на юго-западе столицы при загадочных и до сих пор не до конца проясненных обстоятельствах.
Предварительная версия правоохранительных органов гласила, что актер получил смертельную травму, «упав с высоты собственного роста, оступившись или споткнувшись обо что-то». По информации ряда СМИ, в крови актера нашли высокую дозу алкоголя. Да и соседи Панина в один голос утверждали, что он обычно приезжал на Балаклавский проспект после раздоров с женой, актрисой МХТ Натальей Рогожиной, или после утомительных съемок и здесь позволял себе снять стресс исконно русским способом. Директор актера Геннадий Русин, напротив, заявил, что Панин был совершенно трезв, но накануне заболел и приехал на эту квартиру, чтобы не заразить вирусом своих детей.
Еще одну версию выдвинула популярная столичная газета. Со ссылкой на неназванный источник из бюро судебно-медицинской экспертизы она сообщила, что актера перед смертью жестоко избили. И что характер многочисленных травм исключает версию о несчастном случае. Чтобы получить такое количество ушибов, заключила газета, актеру пришлось бы с силой падать не менее 20 раз.
В итоге по факту смерти Андрея Панина Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье «причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего». При этом в ведомстве отметили: следователи имеют все основания полагать, что смерть Панина была все же ненасильственной, а дело возбуждено для проведения судмедэкспертиз, которые позволят установить истинные причины смерти актера. Но, думается, любой исход этого расследования не отменит нашу скорбь от гибели талантливого, находившегося на взлете актера, который недавно перешагнул 50-летний рубеж.
Андрей Панин, стартовав в кино довольно поздно — в 30-летнем возрасте, — был одним из лидеров своего поколения. Об этом в один голос говорят режиссеры Александр Митта, Карен Шахназаров, Павел Чухрай, снимавшие актера. Достаточно сказать, что за 20 лет Панин сыграл порядка 80 (!) самых разнообразных ролей, начиная с дебютной ленты «По прямой» и заканчивая фильмами, которые еще ждут выхода на экраны. Среди его героев были офицеры и офисные бездельники, киллеры и следователи, рабочие и аристократы, террористы и монахи, прохиндеи и отшельники...
За день до известия о смерти актера я в качестве академика «Ники» с радостью проголосовал за Андрея Панина в номинации «лучшая роль второго плана»: он с присущей ему невероятной правдивостью и буквально лучащейся из глаз добротой сыграл фронтовика в фильме Александра Прошкина «Искупление». А в масштабной исторической картине Андрея Прошкина «Орда», которая претендует на 11 «Ник», Панин столь же убедительно сыграл жестокого хана Тинибека. Такому трудолюбию и мастерству актерского перевоплощения можно только позавидовать.
Андрей Панин работал много, истово, на износ, словно предчувствуя свою скорую кончину. Только в нынешнем году к выходу на экраны готовятся сразу четыре фильма с его участием, в том числе «Бомба», «Гетеры майора Соколова», «Хочу увидеть, как она умрет», наконец, давно ожидаемый телесериал «Шерлок Холмс», в котором актер сыграл доктора Ватсона. Озвучивать эту роль будет, увы, уже другой исполнитель, что, помимо прочего, является непростой творческой задачей — у Панина была весьма своеобразная манера речи, которую нелегко имитировать.
Сам Андрей Панин никогда и никого не имитировал. Он просто жил на экране, щедро отдавая героям свои нервы, сердце, дыхание, здоровье. И в этом актерском самоотречении оказался наследником по прямой тех великих мастеров нашего кино, рядом с которыми он упокоится сегодня на Актерской аллее Троекуровского кладбища столицы.