Долгожданные для нас зимние Игры в Сочи стартовали беспрецедентным в истории художественным событием, каким стала торжественная церемония открытия главного спортивного соревнования четырехлетия. «Труд» рассказывает о его создателях — и не только тех, кто выходил на арену.
Грандиозное, завораживающее шоу на стадионе «Фишт» поразило не только высокими технологиями, но и уникальной красотой и одухотворенностью. Двухчасовой спектакль, построенный как сон маленькой девочки по имени Любовь (ее роль была доверена 11-летней жительнице Сочи Елизавете Темниковой), посмотрели около четырех миллиардов человек. Для нас важно, что, пожалуй, впервые в таком масштабе и с такой яркостью миру открылся образ России — страны героической истории, науки и, конечно же, искусства: Толстой, Циолковский, Кандинский, Мариинка, Большой театр... Обошлось без дежурных балалаек, матрешек и водки.
Церемония открытия. Фото Даниила Колодина
Такой концепцией и уровнем ее выполнения мы обязаны творческой команде шоу, главным креативным продюсером и автором сценария которого стал Константин Эрнст. В соавторы и художники-постановщики удалось привлечь выдающегося российско-американского театрального сценографа Георгия Цыпина — создателя лучших спектаклей нью-йоркской Метрополитен-оперы, миланского театра «Ла Скала», Парижской оперы, лондонского королевского театра «Ковент-Гарден», Зальцбургского фестиваля, а у нас в стране — уникального цикла «Кольцо нибелунга» в Мариинском театре. Между прочим, Цыпин — выпускник Московского архитектурного института, того самого, который Минобрнауки недавно сочло «неэффективным». Вот уровень «эффективности» некоторых министерских заключений...
Пронзительной и уникальной по красоте оказалась сцена имперского бала — аллюзия на первый бал Наташи Ростовой из великого романа «Война и мир». Хореографом этого мини-спектакля на музыку знаменитого вальса Евгения Доги стал Раду Поклитару — молдавско-украинский балетмейстер, воспитанник Московской хореографической академии. Он создал гимн русскому балету, сольные партии в котором исполнили легендарные Светлана Захарова, Владимир Васильев, его гениально одаренный юный однофамилец Иван Васильев, Данила Корсунцев... А традиционный для олимпиад сюжет «Белый голубь мира» приобрел черты «Лебединого озера», где в мистическом танце царила прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева.
Особо хочется рассказать о другой обязательной части программы — Олимпийском гимне, который впервые прозвучал на церемонии открытия Игр 1896 года. Это небольшая кантата греческого композитора Спироса Самараса, чьи оперы ставились даже в Ла Скала. Слова гимна написал Костис Паламас. Кандидатуры и композитора, и поэта выбирал первый президент МОК Деметриус Викелас.
В Россию гимн пришел только в 1980 году вместе с первой в нашей стране Олимпиадой. Русский текст написал Роберт Рождественский. В Сочи его исполнила Анна Нетребко — абсолютная оперная дива современности, рожденная именно в Краснодарском крае. Взывая к «бессмертному, гордому духу античности», наша Анна и сама восхищала миллиардную аудиторию божественной красотой — голоса и всего своего царственного облика.
Кстати, оперные звезды пели Олимпийский гимн и раньше. Так, на церемонии закрытия летних Игр — 1992 в Барселоне эта миссия была доверена Пласидо Доминго, а в финале летних Игр — 2000 в Сиднее — австралийской примадонне Ивонне Кенни. Уже не секрет, что на закрытии Игр в Сочи будет петь тысячный сводный детский хор со всей России под руководством оперного дирижера Валерия Гергиева, который на церемонии открытия был в числе восьми знаменосцев олимпийского флага.
Впрочем, до закрытия Игр еще далеко. А пока рядом со спортивными баталиями набирает силу Культурная Олимпиада, выросшая из существующего в Сочи уже 8 лет Зимнего музыкального фестиваля, придуманного и организованного нашим всемирно знаменитым альтистом Юрием Башметом. Уже выступили любимцы мировой публики — пианист и, кстати, заядлый спортивный болельщик Денис Мацуев, скрипач Виктор Третьяков и очаровательное сопрано Ольга Перетятько. В авторской концертной версии Юрия Башмета предстала главная русская опера — «Евгений Онегин» Чайковского. Нашлось в культурной программе Олимпиады даже место для мастер-классов — по вокалу (их провел руководитель Молодежной программы Большого театра, профессор Дмитрий Вдовин), джазу (трубач Брайан Линч)...
Сегодня на фестивале — программа вокальных хитов в исполнении «итальянской команды», где «капитанствует» замечательное сопрано Барбара Фриттоли. Затем выступит сборная мира звезд балета, эстафетную палочку подхватит Евгений Миронов и возглавляемый им Театр Наций с «Рассказами Шукшина»...
Одна из интриг фестиваля — международный проект «Оратория «Лейла и Маджнум» с участием музыкантов из разных стран мира от Франции до Монголии, играющих как на академических, так и на этнических музыкальных инструментах. Но, наверное, самым ярким не только культурным, но и светским событием фестиваля окажется визит экс-бойфренда Анны Нетребко и отца ее сына пятилетнего Тьяго Аура Эрвина Шротта. Уругвайский бас-баритон представит в Сочи свою фирменную и запредельно страстную концертную программу «Рохотанго». Так что эмоций в Зимнем театре Сочи будет никак не меньше, чем на спортивных аренах.
Голоса
Анна Нетребко, оперная примадонна:
— Выступать на Олимпиаде для меня огромная честь, гордость и ответственность. Я пела живьем на вселенскую аудиторию, поэтому обычное волнение перед выступлением граничило со страхом. Но кто может отказаться от предложения участвовать в церемонии открытия Олимпийских игр, особенно у себя дома? Сегодня мы все счастливы и желаем нашим спортсменам только побед. Я не могу узнать Сочи. Город преобразился невероятно. Вокруг такая красота, такая великолепная дружелюбная, гостеприимная атмосфера.
Сергей Волчков, победитель телешоу «Голос-2013»:
— Мы участвовали в пре-шоу, пели «We Are The Champions»... Когда видишь масштабы работы, слышишь великую русскую музыку — Чайковского, Стравинского, Свиридова, — гордишься, что живешь в такой стране. А наше помещение на стадионе «Фишт», где гримерные, телевизор с трансляцией происходящего на арене — это что-то феноменальное: в одной комнате с тобой — Третьяк, Гергиев, Михалков, Кабаева, Исинбаева, Фетисов... Если бы мне год назад кто-то сказал, что я буду с ними выступать, я бы счел это шуткой. Как замечательно пели Пелагея, «Тату»... Вот сейчас вернулся в Москву с олимпийскими подарками, с паспортом олимпийца... Через несколько лет, когда подрастет доченька, родившаяся три недели назад, я ей расскажу, на каком грандиозном событии был ее папа.
Эдуард Артемьев, автор музыки Олимпиады-1980:
— У меня организаторы нынешнего шоу попросили два номера, но не олимпийских, а из кино — из «Сибириады», из «Сталкера». Я не возражал... Ту Олимпийскую кантату мне заказал Иосиф Туманов, главный режиссер Олимпиады-80. А ему меня рекомендовала Наталья Петровна Кончаловская — уникальная поэтесса и переводчица. Он ее попросил перевести поэму Кубертена о спорте. Она ответила, что согласится, только если музыку напишет Артемьев. Тот не возражал: «Ну, Наташа, если ты так хочешь...» Разразился скандал: как Олимпийский комитет страны посмел на свой страх и риск заказать музыку помимо ЦК партии? Партийцам ответили: пожалуйста, предлагайте другого автора, который сможет за месяц до Олимпиады все сделать. ЦК пришлось смириться... А нынешняя церемония мне очень понравилась. Вполне сравнимо с пекинской — там был просто XXII век!