
В Сети появился новый фильм-альманах «Открытие, которому нет конца» (вариант перевода — «Увертюра к бесконечному»). Американский мастер независимого кино Гас Ван Сент проживает с его героиней день, погружая ее и нас в многоцветье красок, ситуаций, характеров Вечного города. Слов немного — больше музыки: от Берлиоза до Билли Айлиш, от Рахманинова до американских альтернативщиков Feelies...
И вдруг, уже в одной из «вечерних» новелл, из тишины возникают таинственные хоровые голоса, манящая, как крик ночной птицы, припевка сопрано и бархатный баритон Дмитрия Хворостовского, распевающий строки Пушкина: «Зорю бьют... из рук моих ветхий Данте выпадает. На устах начатый стих недочитанный затих — дух далече улетает». Свиридов, «Пушкинский венок», одно из главных произведений русской музыки последних полувека. Но как эта мелодия попала сюда, в ленту о Риме, о его молодой богеме, то репетирующей рок-обработку «Лунной сонаты», то проходящей пробу к знаменитому хореографу Саше Вальц, то просто шагающей в своих пестрых до безумия нарядах и прическах по Вечному городу?!
Сумасшествие палитры — один из смысловых ключей фильма. С самых первых кадров, с пробуждения многоголосой компании друзей героини-танцовщицы — музыкантов, художников, поэтов. С утренней болтовни розововолосой с голубоволосым, кричаще одетого с кричаще раздетой, с обнимашек «унисексуалов», когда вообще трудно понять, кто мальчик, кто девочка. А потом эти резвящиеся, легкомысленные дети вдруг начинают играть Бетховена и танцевать Равеля. Более того, оказываются вполне толерантными к претензиям стариков, на недовольную реплику пожилой соседки тут же реагируя приглушением своих гитар... Фильм — о том, что неважно, какого цвета у тебя волосы или какую музыку ты предпочитаешь, главное — чтобы ты умел слышать другого человека и признавать его право быть другим.
Свиридов потребовался авторам в кульминационной, шестой новелле «В винтажном магазине», где мы попадаем в экзотический мир вещей, преображающих людей, как волшебная палочка феи. И сам этот магазин похож на таинственный замок, где каждому достается нечто, способное украсить жизнь — будь то удивительной формы очки или просто добрая записка, которую фея-поэтесса незаметно кладет в карманы посетителей. А свиридовский хор довершает превращение этого чертога в храм, где укрепляются души.
Не будем долее лукавить — фильм спонсирован знаменитой дизайнерской фирмой и снят для продвижения ее продукта, недаром в соавторах у Гаса Ван Сента значится главный дизайнер Gucci Алессандро Микеле. В новелле певица Флоренс Уэлч разгуливает по брендовому римскому бутику под свиридовскую музыку в платье и шляпе сами понимаете от кого. Неожиданно, но очень органично Георгий Свиридов наравне с величайшими именами рекрутирован в картину. И как кстати — буквально в эти дни празднуется 105-летие со дня рождения композитора.
Композитор только что закончил свои пушкинские романсы 1935 года, сразу сделавшие его знаменитым. До написания Симфонии еще год
Впрочем, едва ли создатели фильма думали об этой дате. Как и о наступающем в тот же декабрьский день 250-летии Бетховена. Им важен уровень идей этих творцов.
Ну, тогда напомним о юбилее нашего великого соотечественника мы сами. В родном отечестве, несмотря на ковидный год, тоже распахивают двери «свиридовские чертоги». От традиционных фестивалей и конференций в Курске и Балашихе до вполне уникальных событий — таких, как исполнение Волгоградским академическим симфоническим оркестром возрожденной Симфонии ми минор, написанной композитором на студенческой скамье в Ленинградской консерватории, затем на 80 лет утерянной и чудом обретенной несколько лет назад в потайном углу семейного архива. Концертом 13 декабря в местной филармонии продирижирует молодой сербский маэстро Душан Милич — тоже выпускник Петербургской консерватории, недавно получивший контракт в городе на Волге.
Ну и совсем экзотическое, в чем-то возвращающее нас к стилистике фильма Гаса Ван Сента, только не на западно-богемный, а на российски-размашистый лад. В Новокузнецке, про который 90 лет назад Маяковский написал: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть...», а Свиридов 60 лет назад превратил эти стихи в мелодию в своей «Патетической оратории», режиссером Максимом Диденко и хореографом Владимиром Варнавой задумано театрализованное действо «Кузбасская оратория», призванное охватить весь город, осмыслить его историю и попытаться заглянуть в будущее России. В кульминации свиридовскую вещь должна исполнить молодая, стремительно набирающая очки питерская (а в истоках новокузнецкая) группа Shortparis. Ее рок-обработка уже получила добро от наследника Свиридова, петербургского музыковеда Александра Белоненко.
Свиридов всегда стремился к тому, чтобы его музыку слушала и пела молодежь. Понимал, что это самый верный для нее шанс остаться с людьми надолго. Кажется, прогноз мастера сбывается.