В докладе министра Вероники Скворцовой интересными показались обозначенные ею мировые тенденции. В прошлом веке риски для здоровья были сопряжены с инфекциями, а сегодня в мире нарастает эпидемия неинфекционных заболеваний. И здесь немало зависит от нас, простых смертных.
Влияние поведенческих факторов на развитие, например, сосудистой патологии составляет 61%, при новообразованиях — 35%. Любопытен и прогноз: страны с развитой экономикой в ближайшее десятилетие полностью сменят технологический уклад и перейдут на использование новейших достижений в области биомедицины, информатики, нанотехнологий. Внедрение персонифицированной высокоэффективной медицины позволит преодолеть неизлечимые на сегодня заболевания.
А в остальном... Как в песне про прекрасную маркизу. Призывы поднять, повысить, улучшить. Все это сказано-пересказано вашими предшественниками, Вероника Игоревна.
Министр говорит: «Важнейшая задача — повышение доступности и качества медицинской помощи». Да, это так. Но в докладе — ни цифр по этому важнейшему вопросу, ни фактов, ни прогнозов, ни конкретных планов.
Или, скажем, призыв развивать выездные формы диспансеризации. Кому он адресован? Сколько нужно выездных бригад, за счет каких средств, каков механизм организации — об этом ни слова. И таких примеров множество. Зато руководитель Минздрава заявила, что «снизилась смертность от всех основных социально значимых заболеваний». К этим болезням относится и онкология. А здесь в последние годы тенденция к росту смертности вернулась.
В Финляндии, Швейцарии и Швеции умирают от новообразований менее 150 человек в расчете на 100 тысяч жителей, в нашей стране — 202...
Коснувшись лекарственного обеспечения, Вероника Скворцова констатировала, что многие эффективные препараты недоступны «некоторым слоям нашего общества». И что же?
А ничего. Вот будет направлена в правительство «стратегия лекарственного обеспечения»... А что в ней? Как быть небогатым россиянам, если заболеют? Поможет ли государство? Об этом ни слова.
Были названы правдивые зарплаты врачей: в муниципальных учреждениях здравоохранения — 14,6 тысячи рублей, в государственных — менее 18 тысяч. Цифры озвучены, но что дальше? Как всегда, обещания светлого завтра: к 2018 году зарплата увеличится до уровня, двукратно превышающего средний по региону. А что же в ближайшие годы? Врачи и дальше будут убегать из поликлиник и больниц?
После завершения делегаты говорили мне о просчетах организаторов. Основное время съели доклады, а на выступления в прениях его не осталось. Выделили по три минуты, успели взять слово всего 12 человек, записалось же около 50. Почему нельзя было провести съезд в течение двух дней?
Перед началом заседания каждому участнику дали папку с готовой резолюцией съезда и проектом кодекса профессиональной этики врача. Резолюцию в общем-то не обсуждали, за нее было предложено проголосовать, а поправки в письменном виде будут учтены потом. И вообще на все поступившие вопросы будут даны ответы через интернет. Похоже на былые партсъезды. Правда, тогда не было интернета. Но сути это обстоятельство не меняет.