В течение недели в Сочи было показано порядка 100 отечественных фильмов. От нашумевшей уже «Легенды №17», которая участвовала в программе «Кино на площади» и победила по результатам зрительского голосования, и до 12 новейших фильмов, которые соревновались за призы в основном конкурсе. Здесь победу одержал фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», который завоевал четыре награды, включая главный приз.
Триумф «Географа» был прогнозируем и закономерен. Фильм, показанный под занавес фестиваля, понравился всем: зрителям, критикам, прокатчикам, большому жюри – после просмотра в Зимнем театре ему устроили настоящую овацию. Картина наследует богатую литературную и кинематографическую традицию, это «роман воспитания», опрокинутый в нашу неустоявшуюся повседневность, в будни сегодняшней провинциальной школы. С вечной нехваткой толковых, грамотных учителей, особенно мужского пола. С циничными, нередко выпивающими и матерящимися детьми. С умным, ироничным, совестливым, но постоянно нетрезвым и давно потерявшим жизненный фарт учителем (лучшая, по общему мнению, работа Константина Хабенского за всю его кинокарьеру, справедливо удостоенная на «Кинотавре» приза за лучшую мужскую роль). Но вот наш герой отправляется с ребятами в поход по прекрасным и диким местам Северного Урала (эту немыслимую красоту, снятую оператором Владимиром Баштой, надо видеть!) – и домой учитель и ученики вернутся другими: они извлекут из этого путешествия самый главный жизненный урок.
Фильм снят по замечательному, полному жизни, страстей, юмора роману известного пермского писателя Алексея Иванова. И это добрый знак: на экран после долгого отсутствия возвращается серьезная литература, которую не зря называют сестрой кинематографа. И не случайно три, на мой взгляд, самых интересных, самых ярких фильма «Кинотавра» были сняты как раз на основе современной прозы. Так, фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», вдохновленный этнографическими изысканиями казанского писателя Дениса Осокина, получил три приза: за лучший сценарий, лучшую музыку (Алексей Зубарев) и лучшую женскую роль (Юлия Ауг). Еще один пронзительный, яркий фильм – «Жажда» Дмитрия Тюрина, снятый по роману Андрея Геласимова и повествующий о молодых ребятах, обожженных чеченской войной, был удостоен награды за актерский ансамбль.
Что и говорить, хорошая литература – это сразу другой уровень мышления, другой масштаб характеров, другое качество диалогов, словом, совсем другая стартовая площадка для создания по-настоящему хорошего фильма. А вот в интересно задуманных картинах «Майор» Юрия Быкова, «Разносчик» Андрея Стемпковского, «Стыд» Юсупа Разыкова, «Отдать концы» Таисии Игуменцевой порой, извините за неловкий каламбур, концы не сходятся с концами из-за неважно прописанных сценариев. Да и в самом дерзком, провокативном фильме фестиваля «Интимные места», повествующем о сексуальной жизни наших современников (приз за лучший дебют), режиссерский напор отважной супружеской четы в лице Натальи Меркуловой и Алексея Чупова не всегда подкреплен внятностью сюжетных ходов и ясностью психологических отношений. И победа Александра Велединского, нашедшего опору в хорошей литературе, на этом фоне кажется закономерной.
Значит ли это, что экранизация актуальной российской прозы станет отныне новомодным трендом? Поживем – увидим. А достоверно мы узнаем об этом через год, на 25-м фестивале, который пройдет вскоре после сочинской Олимпиады. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский не исключает, что киносмотр из «Жемчужины» переедет в один из освободившихся олимпийских комплексов, а посещать его смогут десятки, сотни тысяч зрителей, как в Берлине или Роттердаме. Но такой масштаб фестиваля, заметим в скобках, потребует и кинематографа совсем другого масштаба.
Прямая речь
Александр Велединский, режиссер:
– Предложение поставить фильм поступило от продюсера Валерия Тодоровского. Я вообще-то слежу за современной литературой, дружу с писателями Захаром Прилепиным, Димой Быковым, Сергеем Шаргуновым, сейчас вот подружился с Алексеем Ивановым. Я читал его книги «Сердце Пармы», «Золото бунта», они произвели на меня большое впечатление, но именно эту книгу – «Географ глобус пропил» – я в свое время пропустил. Когда мне Тодоровский предложил экранизировать роман, я быстро прочел его и сразу дал свое согласие. Литература и кино суть разные виды искусства. К счастью, Алексей Иванов понимал это не хуже нас. И позволил нам произвести необходимую работу по адаптации литературного первоисточника. Сценарий писал я сам, но по ходу работы советовался с Рауфом Кубаевым (известный киносценарист. – «Труд»), Валерой Тодоровским, с редактором фильма. Мы перенесли действие романа в наши дни, отказались от сюжетной линии, рассказывающей о детстве героя, поменяли некоторым персонажам профессии, кроме, разумеется, профессии главного героя Служкина.
Во время подготовительного периода мы с Костей Хабенским много говорили не только о его герое, но и о вампиловском Зилове из «Утиной охоты», тем более что Костя играл его в спектакле на сцене МХТ. Вспоминали и великую картину Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», и фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», и ленту «Пацаны» Динары Асановой, и роман «Обломов» Гончарова, и князя Мышкина из «Идиота» Достоевского, и чеховских персонажей. Надеюсь, все это отозвалось в нашем
фильме.
Порой приходится слышать, что герой книги и, соответственно, фильма слишком часто выпивает. Да, за ним водится этот грех. Но мы рассказываем все-таки не про алкаша, а про нежную, мятущуюся душу русского интеллигента. Про человека грешного, но и в чем-то святого. Это в нашем фильме главное.