Главная Культура 06:27 11 Мая 2012 7998
Аркадий Бабченко: «Война от первого лица»

Человек, побывавший там, испытывает острую потребность высказаться

Татьяна Лазаревская

Аркадию Бабченко 35 лет. Взяться за перо его заставила чеченская война, на которую ходил дважды. Дебютировал с повестью «Алхан-Юрт», где рассказал об одном дне 2000 года, когда взвод российских солдат, будто пушечное мясо, кинули на прорывавшегося из Грозного Басаева. Войну Бабченко считает мерзостью, ужасом и разложением душ и изображает, не героизируя. Его откровенная книга рассказов о солдатских буднях в Чечне переведена на множество языков. Сейчас занимается проектом «Журналистика без посредников». Тексты без цензуры, без оглядки на редакционные или чьи-либо вкусы, «пишу то, что вижу» — таковы принципы Бабченко, военного корреспондента и активного блогера.

— Аркадий, насколько тема войны сегодня интересна и нужна нашему обществу? Что чувствует человек, непрерывно пишущий о ней?

— Военная тема стала более востребована. Хотя не в той степени, которой можно ожидать в стране, перманентно находящейся в состоянии войны. Того интереса, который мог бы быть, нет. Может, отчасти потому, что в современной России не существует по-настоящему достойного уровня отражения войны, как, к примеру, у англичан. Взять те же фильмы о жизни британских солдат на афганском фронте, которые столь мощно воздействуют на зрителя, так цепляют за душу, что нам и не снилось.

— Что же, мы просто неумехи?

— Почему же? Возьмите, к примеру, чеченскую войну. Если серьезно ею заниматься, неизбежно вскроешь ненужные вопросы, сползешь к тому, что происходит сейчас на Кавказе. Потому эта тема для тех, кто умеет глубоко копать, табуирована и в ведущих СМИ отсутствует. Но все же полный, мрачный запрет рассеивается и слабеет. Я замечаю это и по своему блогу, и по посещаемости сайта Artofwar, где публикуются уникальные фотографии, замечательные тексты, стихи, дневники.

— Это продолжение альманаха «Искусство войны»?

— Наоборот, вначале по инициативе переводчика Володи Григорьева в 1997 году родился сайт, отображающий войну от первого лица, а потом альманах. Люди туда активно писали. Ряды нескольких авторов-«афганцев» быстро пополнялись «карабахцами», «приднестровцами», «югославами», теми, кто сражался в Корее, Вьетнаме, Восточном Тиморе, Ираке, Чечне. Человек, все видевший своими глазами, испытавший на собственной шкуре, передает ощущения очень остро, обжигающе. Это запоминается, шокирует, и этому сразу веришь. Сейчас после некоторой паузы возникла новая волна активности. Много добровольцев, которые переводят с английского, немецкого и других языков воспоминания ветеранов конфликтов в Азии и Африке. В печатном виде альманах не выжил, и теперь развивается в онлайн-варианте. Появились новые имена, хорошие художественные произведения, которые, безусловно, останутся в истории русской литературы.

— Почему у человека с войны так велика потребность высказаться?

— Ты не можешь эту саднящую боль, душевную горечь держать в себе. Об этом писали Солженицын и Шаламов. Мне об этом говорили все ветераны, с которыми общался в Европе, Америке. А в России все усугубляется еще и отсутствием системы психологической реабилитации воинов. Обычно пишут несколько маленьких повестей, новелл, рассказов — очень выстраданных, проникновенных.

— Где это опубликовано?

— Пока только на сайте. Напечатать эти коротенькие тексты где-то еще сложно. Мы хотели выпустить сборник под названием «Операция „Жизнь“ продолжается». Это фраза военного переводчика, историка афганских войн Андрея Грешнова. Задумка была хорошая, но не получилось.

— Не нашли денег?

— Ни денег, ни типографии, ни бумаги, ни заинтересованности вышестоящих инстанций: Нашу идею, кстати, у себя отлично реализовали американцы. Департамент культуры при поддержке Пентагона командировал американских писателей в части, воюющие в Афганистане и Ираке, где они провели творческие мастер-классы, после чего солдаты стали писать свои исповедальные рассказы о войне. Два из них были признаны шедеврами и легли в основу документального кино, а остальные вошли в роскошно изданную книгу «Операция «Возвращение», ставшую бестселлером. Вот показатель отношения к своим защитникам государства и общества. Если бы российские Министерство обороны и Минкульт поддержали нас, мы бы выпустили книгу не хуже. Но зачем, думают чиновники. Это может спровоцировать у читателя вопросы: как и почему развязалась война в Чечне, кто виноват, что вы сделали с армией и как вообще так можно было воевать? Так что свидетельства ветеранов чеченских кампаний у нас вряд ли скоро понадобятся. Хотя кто, кроме них, очевидцев, поведает миру правду? В Америке гигантское количество журналов, передач, посвященных воинам. Не дай бог где-нибудь под Багдадом погибнет солдат — его фото мгновенно тиражируется на первых страницах газет, ролики крутятся на федеральных каналах, о нем и его семье подробно рассказывают по радио. И скажи, кто у нас знает по имени хоть одного солдата, погибшего в Грузии или Чечне? Как были наши ребята пушечным мясом, так и остались.

— Когда смотришь старые фильмы, фронтовую хронику или читаешь письма солдат, накатываются слезы, сердце сжимается. А то, как изображают историю Великой Отечественной сегодня, зачастую вызывает оторопь. Кто в наше время воспроизводит правду о войне? Кому можно верить?

— Верить можно Виктору Некрасову, Василю Быкову, Константину Симонову, Вячеславу Кондратьеву, Борису Васильеву, Григорию Бакланову… У них правды больше, как было, так и есть, их произведения по-прежнему остаются высокохудожественными и правдивыми. Почему практически ничего по ним сейчас не снимается? Потому что нет задачи донести правду о той войне, снять хорошее кино, задача — попилить бабло, выделяемое из бюджета под патриотическую тему, и на эти средства лепится вал чудовищной белиберды. Какой канал ни щелкни — могучей рекой льется халтура, настолько очевидная, что это даже пропагандой назвать нельзя. Сколько уже создано замечательного — бери, учись, показывай. Тот же фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» с Шукшиным, Тихоновым, Бурковым. Но на этом навара не сделаешь, потому выдвигаются пустопорожние проекты. Хотя есть тот же сайт интервью ветеранов Великой Отечественной Iremember.ru — «Я помню». При всей его просоветской направленности это прямая речь, без искажений. Я почитал там воспоминания Ивана Обрыдьбы о том, как он бежал из лагеря, — волосы дыбом. Пока живы эти люди, ловите момент, снимайте то, что они нам говорят! Это волнующая и уходящая натура. Шансов прикоснуться, приблизиться к правде о той войне с каждым годом меньше. Кто это осознает, по-настоящему поднимет эту тему? Ведь чтобы сделать такой фильм, надо собой что-то представлять, быть личностью. А режиссерчики, которые подвизаются на нынешнем ТВ, любой стоящий материал опошлят. Искусство про войну у нас ровно такое, какую выстраиваем жизнь.

— 9 Мая — едва ли не единственный праздник, который нас всех объединяет. Но он настолько формализован… Стыдно очень, что ветеранов Великой Отечественной чествуем лишь раз в году.

— Ветераны нужны, чтобы на их фоне политикам покрасоваться, приобщиться. А потом… Только и слышишь: в Омске старика-ветерана выселяют из квартиры, кому-то ее так и не дали за всю жизнь, у другого ордена выкрали… Но для Дня Победы на теле-экране должна возникнуть яркая картинка, где стариков чествуют, где все в едином порыве поют и пляшут. А потом ленточки сметут дворники, а про стариков можно еще на год забыть. Как можно говорить, что мы почитаем ветеранов, когда они так у нас живут? Вместо того чтобы напыщенно восклицать: «мы помним и гордимся», устраивать низкопробные гала-представления, дайте денег старым людям, пусть они проживут оставшиеся несколько лет достойно!

— Тут виноваты не только чиновники и власть. Каждый из нас может поздравить соседа, порадовать своим вниманием живущую рядом одинокую бабушку, которая на передовой под пулями вытаскивала солдат, и навещать их не только в мае. Но кто делает это?

— Мало кто. Потому что если столько лет дебилизировать население, как это делало и делает отечественное ТВ, то пожнешь то, что посеял.

— Вы как отмечаете 9 Мая?

— Без пафоса. Я круглый год вращаюсь в ветеранской среде, постоянно о чем-то таком пишу. Кому-то помогаю чем могу. Со Славой Немышевым боролись за Юрия Тимофеевича Лопатина — беженца из Тбилиси, который служил в разведке, дошел до Берлина, а его хотели выкинуть из квартиры на Пречистенке. Добились ему гражданства и квартиры. Все у него нормально теперь, на прошлое 9 Мая видел его у Большого театра.

— В вас самом еще жива чеченская война?

— От этого окончательно не избавиться, но рана затянулась и откровенной боли уже не вызывает.

— Писательство помогло вашему выздоровлению?

— Только это меня и спасло. Когда вернулся из второго чеченского похода, было очень плохо. Психиатр назначил антидепрессанты. Начал принимать — бесполезно. Изливать душу тоже было особо некому, да никто и не понимал, о чем ты. Обычно задавали стандартный набор вопросов: «Ты стрелял?», «Ты убивал?», «Сколько человек ты убил?», «Было ли страшно?»: Потому я попробовал выплескивать из себя эту войну на бумагу. Просто в стол, чтобы избавиться. И могу сказать точно, что если бы не писал, то либо спился бы, либо сидел — однозначно. Только благодаря литературе я смог зацепиться за мирную жизнь.

— Почему книга ваших рассказов популярна на Западе, а в России не очень известна?

— Ее слепили тогда, как горячий пирожок, выложили на полку и забыли. Мне было мало лет, я не понимал, что делаю, и явно поторопился с изданием «Алхан-Юрта», о чем сейчас очень жалею. Это наспех скроенные черновики, со множеством вставок, нуждающихся в редактуре. Но за границей книга широко прошла: в 22 странах, переведена на 16 языков, если не ошибаюсь. Удивительно, если задуматься: в Чечне воевала Россия, а интересно это не нам, а иностранцам. У них иная стадия гражданского общества, там человеку есть дело до проблем, которые напрямую его не касаются.

— Как думаете, наша нынешняя армия способна на Победу?

— Есть армии, где жизнь солдата ценится, и другие, построенные по принципу орды — какая у нас сейчас, притом еще озлобленная и с кучей комплексов. Армии, где человеческая жизнь ничего не стоит, — самые боеспособные, но при этом кладут своих людей в десятки раз больше, чем противник. Наша армия, отдай ей приказ, дойдет до Гибралтара, завалив всю Европу трупами.

— Сегодня чувство Родины утрачено, все поумнели, идти на смерть просто так никто не захочет...

— В той же Грузии не очень ясна была цель, и сражение было далеко не такое справедливое, как под Сталинградом. Грузия попыталась решить югоосетинский вопрос силой, и, естественно, ни к чему хорошему это не привело. Война там шла пять дней, это самая интенсивная из войн, на которых я бывал. Но ошибки те же самые, отвратительные. Каждую вторую машину тащили на тросе, техника в ужасающем состоянии, бойцы — ничему не обученные пацаны: Те же ошибки, как в 1995-м с Майкопской бригадой и в 99-м с Софринской — так и здесь с батальоном Хрулева: в занятый врагом город без разведки, без авиаприкрытия и артподдержки зашли, попали в засаду, получили звездюлей, сидели без воды, без солярки, и так же, как в Чечне, горели в танках:

— Вы осуждаете ребят, которые повально отмазываются от службы?

— Теперь косят значительно меньше. Помогло то, что сократили пребывание в рядах ВС. Если уменьшить срок до полугода, добавить льготы при поступлении в институт, невозможность занимать государственные должности тем, кто не служил, — вообще не будут отмазываться.

— Реформа армии идет на пользу?

— Да, удалось подавить дедовщину. Хотя право не старшего, как прежде, а сильного осталось. Армия — срез общества: что в стране происходит, то и там налицо. До того, какой она должна быть в идеале, ой как далеко. Я за профессиональную армию, не миллионную, а в 300–400 тысяч человек, которая отвечала бы вызовам ХХI века. Мир вошел в эпоху локальных конфликтов, глобальных войн не будет — ни третьей мировой, ни похода немцев на восток. Неповоротливая, гигантская армия нам не нужна, вместо нее требуется компактная, мобильная, обеспеченная армия хорошо оплачиваемых, грамотно обученных, ответственных профессионалов. Что совершенно не мешает призыву, допустим, на полугодичные сборы. Чтобы новобранцы прошли динамичную подготовку и стояли в боевом резерве.

— А как вам нравятся натовцы в Ульяновске?

— Я крайне отрицательно отношусь к любой иностранной базе в России. Но как ни крути, войска в Афганистане нужны, и кто-то должен там воевать. Мы ведь не хотим посылать в Кабул наших 18-летних ребят? Вряд ли противники натовцев завтра ринутся в военкомат за афганскими контрактами. Потому, пока мы сами не станем большими и крепкими, придется смириться и не мешать Джонам и Биллам из Техаса и Айовы решать эти проблемы.

— Вы продолжаете писать рассказы о Чечне?

— Пока нет. Придерживаюсь правила: если можешь не писать — не пиши. Но чую, приближается час, когда засяду за редактирование и доведение до ума всех набросков и черновиков. Есть масса новых задумок, которые тоже ждут работы.

— Для вас эталоном по-прежнему является Ремарк?

— Ничего лучшего о войне, чем его роман «На Западном фронте без перемен», по-моему, пока не создано. Скоро 100 лет, как он написан. Правда, давно не перечитывал — нет желания.

— А читали, что пишут чеченцы про войну? Наверняка их правда отличается от нашей.

— Это не так. Я читаю чеченских писателей и встречаюсь с ними. Правда по большому счету одна. Никто из окунувшихся в ту войну ее не любит и не оправдывает. Всем писать о ней тяжело, это требует огромных душевных затрат и напряжения. Они смотрят со своей стороны, мы со своей, но видят все примерно одну картину — скверную и подлую. Принципиальных противоречий нет, если, конечно, принимать во внимание адекватных людей, а не каких-то совсем отмороженных безбашенных фанатиков, с которыми разговаривать и находить общий язык невозможно. Почитайте «Ничего личного» Николая Рубана, «В двух шагах от рая» Михаила Евстафьева, то, что пишут Денис Бутов, Виталий Скворцов, Александр Карасев, Слава Немышев, Дмитрий Краснопеев, Глеб Бобров, Илья Плеханов. Сильных текстов много. И их пафос и смыслы совпадают с тем, что пытаются донести читателю чеченцы. Как выразился автор «Царапин на осколках» Султан Яшуркаев, «война — это всегда преступление и оргазм дьявола, который на ней верховодит».

— В 1999-м, получив диплом юриста, вы отправились добровольцем на вторую чеченскую кампанию. Сегодня поступили бы так же?

— Нет. Я был большим идеалистом, начитавшимся Ремарка. Но больше брать в руки оружие не хочу. Хотя если что-то подобное случится, отсиживаться не буду, поеду в качестве военкора. А оружие взял бы при условии Великой Оте-чественной — не дай бог, конечно.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?