- Как вам удается совмещать такие разноплановые сферы деятельности: вы создавали телеканал «Культура», были председателем ВГТРК, министром культуры, возглавляли Федеральное агентство по культуре и кинематографии. И сейчас, будучи Спецпредставителем Президента и Послом по особым поручениям и Сопредседателем Фонда МФГС вы продолжаете вести передачи на ТВ и преподаете в ГИТИСе и МГУ?
- Смена деятельности только помогает. Попоешь на телевидении, потом садишься за бумаги и понимаешь, что получаешь от работы колоссальное удовольствие. Что касается госслужбы, я стараюсь быть хорошим чиновником. В нашей стране к чиновникам относятся не очень уважительно. Напрасно. Они ведь бывают разные, так же как бывают разные дворники или инженеры.
У вас на рабочем столе всегда порядок?
- Всякое бывает. Я часто не успеваю кому-то что-то написать, поэтому постоянно борюсь с большим количеством бумаг на столе. Как говорил один мой покойный приятель, «когда опаздываешь, то всегда везде успеваешь».
- Как вы отдыхаете?
- Лучший отдых - смена деятельности: по ночам я что-нибудь сочиняю и снимаюсь на телевидении. Вообще, стараюсь отдыхать, когда могу. Даже мюзикл, который мы сейчас делаем, это своего рода вид отдыха. Вот сейчас, кстати, с вами разговариваю и отдыхаю. А с семьей я бываю очень редко.
- У вас семья творческая?
- Моя жена, Марина Швыдкая, преподает в Щукинском училище актерское мастерство. Она актриса и много лет работала в Театре на Малой Бронной, снимается в кино. У нее на счету немало картин, но чаще всего показывают фрагмент из фильма Данелии «Мимино». Она сыграла там стюардессу, которую обидел главный герой. Мне неловко хвалить жену, но мне кажется, что за последние годы она сделала очень важный и качественный рывок и в «Московской саге», и в «Тяжелом песке».
- Сыновья пошли по родительским стопам?
- К счастью или к сожалению - да. Старший сын учился во ВГИКе у Джигарханяна, снимался у Данелии, потом закончил продюсерский факультет ГИТИСа. Работал в телерекламе, а сейчас пишет сценарий и снимает кино. А младший окончил МГИМО, но и он ушел в телерекламу, а сейчас стал продюсером и работает в России, Украине и Азербайджане.
- Как вы познакомились с супругой?
- Будете смеяться: в библиотеке. Она не поступила в Театральный институт и работала в библиотеке. А я всю жизнь ходил в театральную библиотеку. Ей тогда было 16 лет, а мне 19. Мы знаем друг друга 43 года. Но отношения сложились не сразу: мы расставались на 11 лет, а потом опять сошлись.
- Все советские дети хотели стать космонавтами, инженерами, ну или актерами. О чем мечтали вы?
- Да ни о чем. Я хотел стать математиком, но у меня не получилось. Не знаю... Что-то случилось со мной. Я действительно хорошо решал математические и физические задачи и думал, что пойду на физфак, но не
вышло. Пошел в ГИТИС.
- Правда, что вы хотели работать пианистом в ресторане?
- Это такая детская дурь. Я просто очень любил эстраду. И даже два года учился играть на фортепиано. Я и сейчас, когда меня распирает, люблю поиграть немножко. Я вырос на хорошей эстраде: отечественной и зарубежной. Я жил около театра «Эрмитаж», и там выступали великие артисты - Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, старики МХАТа - в сборных концертах.
- Сейчас у всех на слуху проект «Школа» Валерии Гай Германики.
- Я скажу сразу: то, что этот проект создал такую волну, мне нравится уже само по себе. Потому что люди обсуждают. Но мне кажется, школа немножко другая на самом деле и жизнь другая. Это же художественное видение молодым человеком тех процессов, которые происходят в школе. Она талантливая женщина
с талантливыми подходами к миру, естественно, она немного лукавит, как все молодые люди, и немножко дурит зрителей, но это нормально.
- Есть ли какая-то нереализованная мечта?
- Стать пианистом в ресторане (улыбается). А если серьезно, мне бы очень хотелось быть хорошим дедушкой - это, пожалуй, самое главное. И сделать то, что я не сделал для своих детей. Они мне до сих пор говорят: ты нас не водил в Парк культуры имени Горького, мы не ели мороженого, не катались на каруселях, ты нас таскал по театрам все время. Надеюсь, дедом я буду более толковым.