В это непросто поверить, но в ноябре прошлого года продажи электромобилей в Китае достигли рекордных показателей: почти 43,5 тысячи штук, что на 56% больше ноября 2015 года. А за весь 2016-й в КНР продано 350 тысяч машин на электротяге (1,4% всех годовых продаж). Это лучший показатель в мире (в США — 1,1%, в Европе — 1,2%). Теперь общее число электрокаров в стране превысило 650 тысяч, в то время как в США их 560 тысяч, во всей Европе — 630 тысяч. Про Россию скажем «на закуску».
Инновации (модное у нас словечко) в китайском автопроме выглядят тем более ошеломляюще, если вспомнить о том, что еще каких-то 30 лет назад основным средством передвижения в Китае был велосипед и чадящие неуклюжие автобусы — наследство СССР. А сейчас КНР выпускает уже 70 моделей электромобилей и разрабатывает все новые. При этом 95% китайского рынка электрокаров приходится на местных производителей.
Из оставшихся 5% машины Tesla составляют 3%. Эта марка более популярна у китайских толстосумов, чем «Порш Кайен». И те и другие на улицах Пекина и Шанхая давно не редкость. Возрастающая популярность машин на электротяге объясняется энергичными действиями властей, поощряющих такие покупки через субсидии, низкие налоги и внеочередное приобретение госномера в крупных городах. Немаловажно и то, что в мегаполисах нет проблем с зарядными станциями (такие заправки я сам видел в недавней поездке по КНР).
Как известно, Китай вместе с США, Индией и Россией входит в число лидеров по выбросам углекислого газа в атмосферу. Желая кардинально улучшить ситуацию, власти страны ратифицировали Парижское соглашение по климату, поощряют развитие возобновляемой энергетики и стимулируют сокращение парниковых выбросов. Электромобили — лишь одно из направлений снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологии. Кстати, в истекшем году КНР стала еще и мировым лидером в солнечной энергетике: солнечные электростанции страны производят 43 мегаватта энергии (больше всех в мире).
О росте популярности электрокаров и озабоченности китайских властей экологическими проблемами свидетельствует и тот факт, что с июля 2016-го на электромобили стали пересаживать таксистов. А в августе компания BYD представила 26 моделей полностью электрифицированных мусоровозов. Ожидается, что уже к концу 2017 года электрическими будут все машины этого назначения в стране.
Но это «цветочки» по сравнению с тем, что намечено на ближайшее будущее — десятикратный (!) рост продаж электромобилей и других диковинных для нас средств передвижения. По плану текущей «пятилетки развития» к 2020 году в КНР будет продаваться ежегодно 3 млн автомобилей на альтернативных источниках энергии. Эта формулировка наиболее точно отражает развитие китайского автопрома, который примеривается и к солнцу, и к водороду, и к другим движителям.
К примеру, на недавнем автосалоне в Гуанчжоу китайский энергетический холдинг Hanergy Holding Group представил спорткар Solar R на солнечных батареях. Это, так сказать, побочная деятельность компании, которая специализируется на производстве и монтаже электростанций, работающих от таких источников энергии, как вода, ветер или солнце. Интерес к авто у Hanergy возник после того, как холдинг в 2014 году приобрел в Калифорнии стартап Alta Devices, разработавший технологию AnyLight. Речь идет о тонкопленочных солнечных батареях на арсениде галлия (GaAs), которые уже сейчас показывают феноменальный КПД — более 31%. Легкие и гибкие ячейки этих батарей идеально подходят для использования на транспортных средствах. Спорткар Solar R буквально облеплен такими панелями, располагающимися на капоте, крыше и прочих поверхностях кузова. При этом аппарат — детище китайского автопрома, поскольку был разработан пекинской дизайнерской фирмой CH Auto и оснащен отечественными же электромоторами — по одному на переднем и заднем мосту. Hanergy пока не разглашает мощность двигателей и аккумулятора, получающего питание от тонкопленочных солнечных элементов. Известно лишь, что для полной зарядки аккумулятора транспортному средству необходимо простоять в течение 5-6 часов под солнечным светом.
Китайская компания Ehang на прошлогодней выставке Consumer Electronics Show (CES) представила первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184 на электротяге. Дрон-такси способно брать на борт до 100 кг груза, подниматься на высоту до 200 м, летать со скоростью 100 км/ч и находиться в воздухе до 23 минут. Зарядка аккумулятора занимает 2-4 часа. Объявлена и его ориентировочная стоимость: 200-300 тысяч долларов.
Кроме того, Китай анонсировал создание пяти электрокаров-беспилотников к 2020 году. Их производство с участием крупного немецкого автоконцерна (предположительно Audi) будет организовано на территории КНР. Для внутреннего рынка специалисты намерены к 2025 году выпустить еще один электрокар по сравнительно доступной стоимости. Запас хода новинок составит не менее 500 км пути без подзарядки.
P.S. Что касается России, электромобили до сих пор остаются редкостью из-за отсутствия интереса автопроизводителей, развитой инфраструктуры для подзарядки и высоких пошлин на ввоз, которые были обнулены совсем недавно — в июле 2016 года. Какие там электрокары, если у нас авторынок падает третий год подряд, а средний возраст машин перевалил за 10 лет. Ездим на старье! В этой ситуации китайские производители не спешат блеснуть перед российским потребителем новинками на альтернативных источниках энергии — продать бы углеводородные варианты (о достижениях обычного китайского автопрома «Труд» еще расскажет). А пока, по данным агентства «Автостат», к 1 июля 2016 года по дорогам России колесило всего 722 электромобиля семи моделей, из которых отечественной является лишь одна — Lada Ellada...