Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев обрадовал сограждан, сообщив, что победа над инфляцией не за горами: темпы роста цен снизились до минимального за всю 25-летнюю историю новой России уровня. Конкретные цифры назвал Росстат: подорожание товаров и услуг в ноябре составило по сравнению с декабрем прошлого года 5% (для сравнения: в странах ЕС аналогичный показатель за 10 месяцев — 0,7%).
Если выделить из общей инфляции только продукты питания (без алкогольных напитков), то от данных Росстата вообще тянет бросать в воздух шапки: цены с декабря по ноябрь повысились на какие-то 3,7%. А на овощи и фрукты они и вовсе снизились на 7,6%. Замечательная картина! Да и мясо, птица, согласно сообщениям Росстата, прибавили в цене по широкому ассортименту в среднем лишь на 1,3%. Здесь надо бы поставить жирный восклицательный знак — успех! Примерно такие же цифры по мясопродуктам в Австрии, Швеции и Чехии, а в Польше показатель выше российского — 3,1%...
Порадовавшись за страну, я решил посмотреть свои магазинные чеки за минувшие 12 месяцев. Храню их как раз для таких случаев: соотнести официальную статистику с собственным опытом. Конечно, специалисты меня одернут, мол, такое сравнение некорректно, далеко от научного. И все же любопытно посмотреть, насколько мы с главой правительства совпадаем в ощущениях.
Уже не один год я затариваюсь на предстоящую неделю в гипермаркете «Глобус» — самом большом магазине подмосковного Королева (около 100 касс, площадь 27 тысяч кв. метров). И вот достаю чеки, сравниваю цены на основные продукты — прошлогодние декабрьские с октябрьскими-ноябрьскими года нынешнего. В чеках указана цена каждого продукта за килограмм. После пары часов работы констатирую: в моей продуктовой корзине в большинстве случаев никакого укрощения инфляции не наблюдается.
Цены на свинину, сливочное и кукурузное масло, овсяные хлопья «Геркулес», гречку, молоко и кефир выросли на 11-30%, на яйца — на 6,3%. Не поленился составить табличку. Она наглядно показывает, насколько мои цифры из чеков расходятся с данными Росстата и выводами премьер-министра Медведева. Кто-то из нас сильно ошибается.
Впрочем, изучение чеков выявило и позитивные сдвиги. Цены на овощи, фрукты, а также сахар-песок, говядину, филе индейки я сравнивал не с зимними, декабрьскими, а с октябрьскими 2015-го. И оказалось, что названные продукты либо подешевели, либо подорожали совсем немного. Судя по данным Росстата, та же тенденция прослеживается и в Москве. По сравнению с октябрем 2015-го, в октябре 2016-го в столице подешевели в целом говядина (бескостная), сахар-песок, морковь, свекла, капуста: Одна из причин, думаю, в том, что активизировались отечественные сельхозпроизводители в условиях ответных санкций, закрывших дорогу настырному импорту.
Уточним: дешевые картофель и капуста — социальные товары, которые должны быть доступны самым малообеспеченным. Конечно, рядом лежит и картошка по 30 рублей за килограмм, и капуста брокколи по 290. Но очень важно, что есть в гипермаркете социальные продукты (их не так уж мало, и они пользуются спросом), предназначенные в первую очередь для тех, кто вынужден считать каждую копейку.
В магазинной телеге у меня обычно много и дорогих, и дешевых товаров. Оценить в целом, насколько изменилась сумма среднего чека в нынешнем году, оказалось несложным делом. В условный продуктовый набор положил, как и год назад, пачку сливочного масла, литровую бутылку кукурузного, по 1 кг свиной вырезки, говядины, гречки, картофеля, моркови, свеклы, яблок и сахара, коробку «Геркулеса», десяток яиц, кефир и молоко. Осталось сравнить стоимость набора в декабре 2015-го и ноябре 2016-го. Как подсказывал мой кошелек, подорожание составило 11%. И это втрое больше официального показателя по широкому набору продуктов. Жизнь для меня лично продолжает заметно дорожать, как бы ни успокаивали меня большие начальники. Реальные покупки показывают вполне объективную картину в семье, и тут с цифрами спорить трудно.
Особенно острой становится ситуация, когда возникает необходимость в приобретении лекарств. Многим россиянам просто не по силам покупать жизненно необходимые препараты. Мой давний знакомый, пенсионер, показал чек на лекарства, купленные в обычной московской аптеке в районе ВДНХ. Сумма — более 17 тысяч рублей. Обычные препараты, ничего особенного.
«Это чек трехлетней давности, — рассказал пенсионер. — Покупал лекарства с запасом на 3-4 месяца, поскольку дорожают таблетки очень быстро. Вот «Теветен-600» для снижения давления при сердечно-сосудистых заболеваниях. Стоила упаковка три года назад 889 рублей, а сейчас в той же аптеке — 1324, почти на полтысячи дороже. Мне на неполный месяц нужны две упаковки. Или другой препарат, выписанный урологом, — «Омник Окас». Здесь цена поднялась с 1500 до 1650...».
«Теветен» в одной из аптек в Сокольниках продают за 1524 рубля. Объясняют: препарат французский, а курс рубля к евро — сами понимаете: Нет, не понимаю! Особенно если посмотреть на ценники, скажем, в польских аптеках. Тот же французский «Теветен-600», 14 штук, в Варшаве стоит 31,09 злотых, или 482 рубля по официальному курсу. Почему же у нас втрое дороже? Да и голландский «Омник Окас» поляки покупают за 32 злотых (496 рублей по курсу). Опять-таки в России получается дороже в три с лишним раза...
Нет, Дмитрий Анатольевич, до реального укрощения цен нам с вами, пожалуй, еще далековато.