Главная Культура 23:14 09 Июля 2013 3844
Большой перешел на систему Станиславского и Немировича-Данченко

В Большом театре произошло то, что ожидалось давно: уволили генерального директора Анатолия Иксанова

Сергей Бирюков

На его место назначен известный театральный менеджер Владимир Урин, на протяжении 17 лет возглавлявший Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Большой – один из самых мощных брендов России. Но и самый, наверное, скандальный. Конечно, любой творческий коллектив – непростой организм, и в той же Мариинке –единственном конкуренте Большого в нашей стране, нет-нет да и бунтует профсоюз, пишутся письма с жалобами на неправомерное распределение нагрузки между артистами... И все же до того, чтобы плеснуть кислотой в лицо главному балетмейстеру, не доходило. Да, за строительство второй сцены Мариинского театра (Мариинки-2), нарушившей архитектурную среду Петербурга, Валерия Гергиева поругивали. Но это были  цветочки по сравнению с той жесткой критикой, которую обрушили на Иксанова за просчеты при реконструкции Большого: чрезмерное удаление гримерок от репетиционных залов, некачественную отделку здания (люди на торжественном открытии театра, простите, застревали в туалете, где заклинивало дверные ручки). Не говоря уж о периодически вскрываемых злоупотреблениях: так, месяц назад стало известно о хищении 90 млн рублей при ремонте системы электротеплоснабжения.

Последней каплей стал конфликт в балете и его кульминация – то самое январское нападение на худрука труппы Сергея Филина. В этих условиях случившееся на днях увольнение главного критика Иксанова – Николая Цискаридзе – не упрочило, а скорее ухудшило позиции гендиректора: каким бы скандальным персонажем ни представал бывший премьер балетной труппы, сколь возрастным бы он ни был, он остается одной из знаковых фигур отечественного балета, и просто так расплеваться с ним – не лучшее решение.

Я далек от мысли изобразить Иксанова злым гением Большого. Он сделал много хорошего. Приглашенные им Алексей Ратманский, а затем и Сергей Филин значительно осовременили репертуар. Вместе с тем в афишу стали возвращаться классические спектакли, прежде всего, в постановке Юрия Григоровича. При Иксанове ставили крупнейшие мировые режиссеры: Боб Уилсон, Петер Конвичный, Франческа Замбелло... Да просто вынести на своих плечах реконструкцию, со всеми ее теневыми сторонами, немалого стоит.

В этом смысле прав министр культуры Владислав Мединский, проведший во вторник в Большом публичную «смену караула»:

– Мы прекрасно понимаем, что человеческие силы и возможности даже у высочайших профессионалов имеют свои пределы. Непростая ситуация в коллективе Большого театра и вокруг него говорят о том, что, безусловно, театру требуются обновления.

Иксанова решили проводить максимально деликатно – ему предложено стать советником министра по вопросам театрального развития, его даже представят «к высокой государственной награде». Вообще, как замечено, впервые руководителя Большого театра сменили цивилизованно, а не так, как, например, его предшественника, Владимира Васильева, который услышал о том, что министр Швыдкой его уволил, по радио.

Анатолий Иксанов (второй слева), согласно решению правительства (вице-премьер Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский — справа), передает полномочия Владимиру Урину (крайний слева). Фото Сергея Бирюкова

О своем преемнике Владимире Урине Иксанов сказал коротко:

– Мы знакомы больше 20 лет. Не так велика в нашем деле скамейка запасных. Я понимал, что это достойная кандидатура. Он профи и сможет довести до ума то, что задумано командой, которую я возглавлял.

Урина хорошо знает театральная Москва, и не только она. За последние годы в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко ставили спектакли такие мировые звезды хореографии, как Джон Ноймайер, Начо Дуато, а великий Пласидо Доминго избрал «Стасик» местом своего знаменитого вокального конкурса «Опералия». Даже внешне, в отличие от монументального и «побронзовевшего» Иксанова, Урин быстр и подвижен. Это, может быть, тоже на пользу Большому.

– Никого не хочу с собой забирать из театра Станиславского, – сказал Владимир Георгиевич. – Зачем рушить коллектив? Во главе там остается очень надежный человек, семь лет бывший моим первым заместителем, дирижер Ара Карапетян. А в Большом я хотел бы работать с теми, кто есть здесь; если же потребуются новые люди, они будут не из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Очень надеюсь, что точно так же, как в том театре, мы все тут станем своими.

– Ближайший сезон, полагаю, останется таким, каким мы его запланировали, с премьерами «Дон Карлоса» и восстановленного «Летучего голландца», – заметила руководитель оперной труппы Маквала Касрашвили. – А уже в дальнейшем право генерального директора, советуясь с руководителями оперной и балетной трупп, решать, какие спектакли ставить. Владимир Георгиевич – профессионал высочайший и, думаю, сам решит идти не против течения, а наоборот, развивать и умножать то, что уже есть. Надеюсь, весь негатив, который последний год окружает Большой театр, рассосется.

Министр культуры подал кадровое решение по Большому как системное:

– Наши действия не являются спонтанными, они укладываются в общую концепцию министерства и правительства по обновлению и реформированию учреждений культуры с сохранением традиций, опыта, с необходимой поэтапностью и постепенностью.

Вот здесь, может быть, стоит и поспорить с Владимиром Ростиславовичем. Ускорь Минкульт свое решение по ГАБТу хотя бы на полгода, может, и не случилось бы трагедии с Филиным. Ну а основательность других недавних решений – по замене руководства ГМИИ имени Пушкина, Политехнического музея – еще более сомнительна. Одни только стартовые заявления преемницы легендарной Ирины Антоновой – Марины Лошак о том, что многое в ГМИИ нуждается в радикальном улучшении, в частности, температурно-влажностный режим (давали бы Антоновой свои шедевры Уффици и Брера, если бы у нее не было порядка с температурой и влажностью?), заставляет встревожиться как раз за судьбу традиций.

На этом фоне обнадежило заявление Владимира Урина:

– Я не планирую никаких революций.

Посмотрим. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9531
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7233
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?