Главная Культура 17:01 09 Апреля 2022 8762
Живем и помним

Всероссийский праздник распутинского слова на иркутской сцене

Любовь Лебедина, Иркутск – Москва
Сцена из спектакля «Последний срок» Малого театра

Первый Всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина, приуроченный к 85-летию великого писателя, прошел в Иркутске по инициативе академического драматического театра имени Николая Охлопкова и Фонда развития русской культуры при поддержке правительства Иркутской области, областного министерства культуры и архивов и президентского фонда культурных инициатив. Сегодня, когда по всем международным фронтам идет наступление на русскую культуру и русский язык, этот смотр напоминает, какую роль играют в России литература и театр, скрепляя единство народа и служа исторической памяти без срока давности.

Что бы там ни говорили, будто время писателей-деревенщиков прошло, с этим трудно согласиться: обращение к живительным источникам народной мудрости актуально всегда. Афиша фестиваля, в основном состоящая из произведений Валентина Распутина, Виктора Астафьева и Василия Шукшина, наглядное тому подтверждение.

Сибирский смотр засвидетельствовал: русский психологический театр не сдает своих позиций в угоду новым формам перформативного искусства, где артиста превращают в марионетку, а литературный текст заменяют уличным вербатимом

Почти 40 лет директор иркутской драмы Анатолий Андреевич Стрельцов дружил с Валентином Григорьевичем, приглашал на спектакли, рожденные его прозой, прекрасно понимая, какую ответственность берет на себя перед мастером литературы. И далекий, казалось бы, от театральной эстетики Валентин Распутин принимал эти постановки, потому что каждое слово, сказанное артистами, формировалось жизнью человеческого духа на сцене. Прямое подтверждение тому – образы старых женщин в спектаклях «Прощание с Матерой» Иркутского театра и «Последний срок» столичного Малого, не имевшие себя равных в программе фестиваля. Иркутская актриса Наталия Королева (Дарья) и ее московская коллега Алена Колесникова (Анна) так вжились в судьбы героинь, что, казалось, сами выросли в сибирской деревне. В спектакле Геннадия Шапошникова «Последний срок» эта подлинность жизни начинается с предметной среды – деревянных ворот, грубо сколоченного стола, табуреток, чугунков. А умирающая Анна, лежащая на кровати в середине избы, выглядит последним оплотом той жизни, где горе и радости переживали сообща.

Тело Анны едва ее слушается, но она заставляет себя разогнуть руки, спустить с кровати ноги, съесть ложку каши, и огонек жизни в ней вновь набирает силу. Но зачем? Ради того, чтобы увидеть, что прежней семьи нет, а выросшие дети стали чужими? Что аккуратистка Люся затевает скандал из-за грязных простыней, а братья бегут за водкой для поминок, хотя Анна еще дышит? Все это так мелко и пошло по сравнению с тем грандиозным событием, которое вот-вот произойдет с ее душой…

По сути это не просто семейная драма – это диагноз нашего века, больного эгоизмом и равнодушием младшего поколения к своим же старикам.

Видимо, поэтому профессор высшего театрального училища имени Щепкина Ольга Николаевна Соломина выбрала для дипломной работы Геннадия Шапошникова именно «Последний срок», который впоследствии Юрий Мефодьевич Соломин включил в репертуар Малого театра, а теперь этим спектаклем открылся фестиваль имени Распутина.

Образ русской женщины, готовой жертвовать собой, всегда трактовался Распутиным без излишней экзальтации и умиления. Беду и даже вину другого она воспринимает, как свою, подобно Настене в «Живи и помни», чей муж-дезертир бежал с войны. Я никогда не предполагала, что повесть Валентина Распутина, опубликованную в 1974 году, можно представить в виде моноспектакля, как это сделала Надежда Галанцева в Вологодском драматическом театре. В окружении минималистской сценографии (длинная скамья и часть деревянной стены) актриса исповедуется зрителю в том, что случилось с ней и Андреем, испытавшим страх смерти. Надевая пиджак мужа, Настена как бы переносится в прошлое. Когда ничто не предвещало падения Андрея – такого доброго и бескорыстного, решившего взять в жены бесприданницу и ни разу не укорившего ее за бесплодие. Так смеет ли она теперь предать этого человека? Но ведь он преступник…

Виктор Астафьев так отозвался о произведении своего друга: «Валя Распутин написал что-то, совершенно не поддающееся моему разуму, что-то потрясающее по мастерству, проникновению в душу человека».

Виктор Петрович знал, что говорил – ведь и сам был мастером «проникновения в душу». И теперь было очень жаль, что артисты московского Губернского театра в привезенной на фестиваль постановке «Веселый солдат» по одноименной повести Астафьева не попытались заглянуть в душу автора, прошедшего всю Отечественного войну и рассказавшего о ее непарадной правде. Правда, приглашенный Борис Галкин в меру отпущенного ему таланта пытался привести идейный замысел спектакля к какому-то знаменателю, выступая в роли то ли ведущего, то ли свидетеля военной судьбы молодого солдатика Витьки (в исполнении Ильи Малакова), но его усилия терялись в разорванной ткани постановки, вышедшей не столько веселой, сколько потерявшей точку опоры. Ну что за бессмысленная чехарда творится, например, в санитарном поезде, попадающем под бомбежки! Наспех перебинтованные раненые похожи скорее на ряженых, политрук с длинными волосами развлекается за занавеской с хохотушкой-санитаркой, а девственник Витька отбрыкивается от любых посягательств женского пола. Этакий ковчег, заполненный горе-вояками, пробующими «доплыть» до желанного берега. Не знаю, может быть, так оптимистичный режиссер Сергей Безруков хотел показать, что и на войне человек продолжал влюбляться, рассказывать анекдоты, петь под гармошку и даже танцевать на костылях? Но зачем для этого нужно было пользоваться приколами, взятыми напрокат из гламурных фильмов? Похоже, постановщик решил удивить провинциальную публику своей «продвинутостью». Напрасно – театральная ситуация в стране сильно поменялась, и теперь коллективы в далекой глубинке запросто конкурируют с московскими.

Например, задел за меня живое спектакль иркутского театра по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» в постановке Ивана Гущина. Впервые (по крайней мере исходя из моего опыта) обратившего внимание на то, что доброта учительницы Лидии Михайловны (в исполнении Алены Бочкаревой) не только спасает голодного парнишку, впервые увидевшего яблоки в 12 лет, от одиночества в чужеродной для него среде, но и вселяет веру в вечный праздник жизни. А как изобразить этот праздник? Да в стилистике игрового театра с цирковыми номерами, музыкой, озорной энергетикой ритмических движений под барабан. А это могут сделать легкие на подъем дети, только надо заразить их интересной идей, дать шанс проявить свои актерские способности. Для этого Иван Гущин вместе с Аленой Бочкаревой и Анной Берловой отобрали шесть школьников и занялись с ними сценической речью, ритмикой, игрой на музыкальных инструментах. В результате сложился удивительный ансамбль, где спасительная доброта взрослых находит благодарный отклик в группе маленьких лицедеев.

«Полет. Бильчирская история» бурятского театра драмы

Под финал фестиваля Бурятский театр драмы показал мюзикл «Полет. Бильчирская история» по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Созданному здесь режиссером Сойжином Жамбаловым и художником Ольгой Богатищевой образу водной феерии не откажешь в своеобразной страшной красоте. Это апокалипсис, несущий гибель всему живому – птицам, пластически изображаемым артистами; деревьям, уходящим под воду… Вот только перформансы и инсталляции почти полностью вытеснили слово самого Распутина. Наверное, можно и так – только это уже другое театральное направление, отдельное от русского психологического театра.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4978
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4265
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...