Главная Культура 12:49 08 Августа 2013 164
Майору можно все?

На экраны России вышел фильм Юрия Быкова «Майор»

Анна Демидова

Это фильм о злоупотреблении административным положением в ситуации, когда приходится выбирать между своей безоблачной жизнью и моралью. О том, чего стоит человеческая мораль, о власти и народе, о юношеском режиссерском максимализме. Ленту, которая уже вызвала сенсацию на нескольких международных фестивалях, «Труд» обсудил с ее режиссером Юрием Быковым.

– Чем вы вдохновлялись, создавая сценарий фильма «Майор»? Что дало идею?

– Скорее всего, это социальная обстановка, все ситуации подобного рода, особенно те, что происходили в 2009–2010 годах. Например, с Евсюковым. Все это было на слуху и на виду. И на тот момент, и сейчас это самый наболевший вопрос – отношений обычного человека и власти. Как раз то, что волнует меня больше всего. Я суммирую эти социальные темы, набираю информацию и делаю какие-то выводы для выявления самого главного сюжета, на который стоит снимать. В следующем проекте, кстати, использовалась примерно такая же схема.

– Каким образом главный герой «Майора» запускает череду смертей?

–Я не знаю, имею ли право рассказывать интригу картины тем, кто ее не видел... Но знаете, есть выражение «комедия положений». Вот здесь, так скажем, «трагедия положений». Это история о людях, которые становятся заложниками ситуаций, обстоятельств, системы координат, в которых они существуют, и того менталитета, который они в себе несут. Здесь каждый герой – это жертва в той или иной степени. У нас есть люди более циничные, менее компромиссные, а есть люди более милосердные, более компромиссные, но в конечном счете все они закручиваются в одну большую кутерьму. Пытаются отстоять какие-то свои личные интересы. Положительные они или отрицательные, это не важно. Важно то, что они в итоге губят друг друга. Главный герой ничего не провоцирует, он просто пытается использовать административный ресурс в тот момент, когда им овладела паника. Ведь ему грозила тюрьма. А далее события и обстоятельства сгущаются, и не зависящим от него образом проистекают те последствия, которых он, может, и не хотел, но они естественны в той системе координат, в которой он живет.

– В своих фильмах вы ставите героев в ситуации, в которых им нужно сделать важный жизненный шаг, меняющий их жизнь. Вам интересен психологический момент – как поведет себя человек: пойдет до конца или сдастся?

– Это как раз самый главный вопрос. Чего стоит человеческая мораль и все человеческие принципы, если они относительны? Если они работают ровно до того момента, пока не нарушается собственная зона комфорта и собственная зона доверия и любви. Когда человек действительно понимает, что он может потерять и свою жизнь, и жизнь близких, тогда человеческая мораль всегда отходит на второй план, если человек нормальный. Мне кажется, это парадокс, который человек для себя не сможет разрешить никогда. Поэтому прочность принципов и идеалов надо проверять. В этом и есть интрига, провокация. Тем более в наше время, в нашей стране, где мораль страшно обесценилась. Мне кажется, что сейчас мы живем как раз в один из тех моментов, о которых говорится у Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Вот они сейчас самые роковые, как мне кажется.

– Сейчас и вправду жизнь воспроизводит ситуации, подобные вашей задумке в фильме. Например, совсем недавно на Украине прокуратура Первомайского района вынесла приговор полицейскому, сбившему 6-летнего мальчика. Ему дали 4 года условно.

– Да, моя ситуация в фильме достаточно типовая. Здесь очень простая логика: человек у власти, обладающий силовым или административным ресурсом, ведет себя достаточно вольно. В том числе на дороге. Конечно, он специально не сбивают никого, но манера поведения очень часто в таких ситуациях провоцирует трагедии. Своего рода тоже проявление властного беспредела: ехать с любой скоростью, не соблюдая правил дорожного движения, и сбить человека. Такое у нас давно не новость. Даже в общем-то у достойного человека, сознательные желания и действия которого направлены на созидание, в состоянии аффекта все это сводится на нет. Так произошло с героем фильма.

– Расскажите о своей работе в качестве актера в фильме «Майор».

– Моя роль в этом фильме достаточно большая, иногда даже слышу, что главная, но я сам не думаю так. Главная роль все-таки у Дениса Шведова – это сам майор. А моя роль –  системообразующая. Главный отрицательный персонаж. Он верен не общечеловеческой морали, а клановому кодексу МВД. Отрицательных героев всегда интересно играть. Особенно – находить положительное в отрицательном. Они же все живые люди, в каждом заложена хотя бы малая частичка добра. Мы играли волевых людей по ту и другую сторону закона, нравственности. Эти люди могут совершить поступок. И это само по себе создает градус конфликта. Люди сильные, про них интересно писать, снимать, играть их. Но это не значит, что я разделяю их взгляды и принципы. Просто, как говорится, «девушки любят плохишей». (Смеется.)

– В ваших фильмах часто встречаются представители правоохранительных органов. Вы с ними как-то связаны? Или ваши родственники?..

– К счастью или к сожалению, нет. Я даже особо и не обращался к консультантам. Просто по нашей тематике никаких консультантов быть не может, потому что здесь – кланы, про такие вещи никто особо не расскажет. Есть слухи, домыслы – вот из этого приходилось стряпать кухню фильма. Видимо, она получилась, поскольку пока нет никаких отрицательных отзывов.

– Часто между режиссером и актером возникает своеобразный творческий тандем. Например, Тим Бертон снимает фильмы, где главные роли исполняет Джонни Депп. А у вас, если судить по фильмам «Жить» и «Майор», таким актером является Денис Шведов.

– Ваше наблюдение имеет под собой почву, но, например, в следующей моей картине Денис не играет главную роль. А в «Майоре» роль была действительно написана под него. Я понимал, что мне нужен именно такой персонаж. В этой картине тандем – уже осознанный и спланированный. А в картине «Жить» он появился случайно.

– Почему ваша знаменитая короткометражная картина «Начальник» снята на черно-белой пленке?

– Знаете, как Алексей Герман говорил: «В Испании и Италии цвет есть, а в России нет цвета». У нас события настолько драматические, что цвет только бы отвлекал. Вот на тот момент хотелось следовать всем школьным азам кинематографа, которыми я владел. Тогда я был убежден, что серьезное драматическое кино не должно иметь цвета. Ну и короткометражка по самой своей идее должна являть пример экономии выразительных средств. И время там изображено осеннее, так что цвет никак не нужен.

– Почему вы сами решили исполнить в ней главную роль?

– Я по первому образованию актер. Если понимаю, что могу сыграть роль, то буду ее играть. Особо не задумываюсь на этот счет. Но специально под себя не пишу никогда. Балансирую: я не писатель, но пишу; режиссирую, но не считаю себя выдающимся режиссером; ну и играю. В совокупности у меня что-то получается, но пока больших высот я не добился. Поэтому мне интересно пробовать себя и развиваться в любом направлении. Не исключаю, что может возникнуть пауза в одной из моих карьерных лестниц, которая будет заполнена ростом в другой.

– Главный герой все-таки решает убить двух воров, а не отвезти  их в отделение. Какой смысл вы вкладываете в этот поступок?

– Это мой юношеский режиссерский максимализм. Хотелось внушить зрителю страх. Картина «Начальник» – жесткая, мне кажется, даже излишне жесткая. Но что сделано, то сделано. Я не могу сказать, что сейчас полностью разделяю все, что там найдено и сделано, но слово не воробей. С другой стороны, любое произведение искусства – это состояние души.

– Собираетесь отдыхать после выхода в свет «Майора»? Или у вас уже появились новые проекты?

– Следующая картина называется «Дурак». Фильм о ЖКХ. Обыкновенный сантехник пытается спасти 800 человек. Это не фильм-катастрофа. Смысл в том, что герой пытается повлиять на мэрию, чтобы она в чрезвычайной ситуации эвакуировала людей. Он проходит все круги ада, но все-таки обыгрывает систему. И на протяжении всей этой истории его называют дураком, потому что вести себя так в России ненормально.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?