Может ли работа учителя физкультуры, ведущего уроки в начальных классах, влиять на результаты ЕГЭ выпускников школы? Ольга КРУГЛОВА, директор московской школы № 1259, отдавшая профессии 37 лет (из них 17 — на руководящем посту), уверена, что может. И недавно убеждала в том молодого педагога.
— Я просто объяснила коллеге, что, если он хорошо работает, значит, здоровье маленьких школьников будет крепче, им тогда и учиться станет легче, — объясняет Ольга Семеновна. — К тому же физкультура и спорт формируют волю, настраивают ребят на достижение результата. Так что связь между физкультурой и результатами ЕГЭ самая прямая...
Что ж, все в этом мире взаимосвязано. Но здесь самое время спросить, а как вообще возник такой вопрос у педагога. И ответ окажется на поверхности. Поскольку результаты госэкзаменов в школе — это теперь главные показатели работы педагогического коллектива, логично, что каждому учителю интересно представлять свой вклад в общую копилку. И заботиться о том, чтобы он был весом и заметен.
Как считает директор Круглова, работать в школе стало сложнее, но интереснее. Ведь московские школы сегодня предлагают своим ученикам не только учебную программу от сих до сих, но и огромное количество занятий сверх нее — причем на выбор. Возьмем ту же школу № 1259, которой, кстати, в нынешнем году стукнет 80 лет. И увидим, что здесь сегодня работают спортивные секции, свой театр, музыкальная и художественная студии, медиацентр «Контакт», телевидение, школа юного диктора... В общем, заняться после уроков есть чем. А главное, есть с кем — в школе большое внимание уделяется кадрам.
— Только что к нам пришли четверо учителей после вузов, — делится Ольга Семеновна. — Пусть у них нет опыта, но они полны сил, готовы горы свернуть. А вообще у нас в педколлективе, как в хорошей семье, уживаются три поколения: старшее, несущее опыт и традиции, среднее, четко понимающее реалии сегодняшнего дня, и новое, устремленное в будущее. И такое сочетание, по-моему, очень важно и продуктивно.
Рассказывая о жизни сегодняшней школы, нельзя обойти проекты углубленного профильного образования. И здесь мы увидим массу интересного. Например, медицинские классы, открытые в школе № 1259 при поддержке Российского нацио-нального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Этому сотрудничеству уже несколько лет. И вот результат: выпускники этих классов идут, как правило, в медицинские вузы, поступают в МГУ — на факультеты фундаментальной медицины, биологии, химии, выбирают профессии, связанные с развитием биотехнологий. Недавно в родную школу заглянул выпускник, который учится в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева. Увлеченно рассказывал, как с другими студентами участвует в создании искусственного мозга...
А еще в сотрудничестве с Финансовым университетом появились классы финансово-экономического направления. А с Высшей школой экономики в этом году открывается класс, ориентированный на профессии, связанные с преподаванием иностранных языков и международными коммуникациями. В этих классах на углубленном уровне ребята будут изучать два языка — английский и немецкий.
— Совместный со школой «Летово» проект билингвального обучения дает возможность детям получить хорошие знания не только в области языков, но и в области обучения на иностранном языке, — уточняет Ольга Круглова. — Кроме того, они знакомятся с методиками международного бакалавриата.
Как мы знаем, в стране растет потребность в инженерных профессиях. И в ответ на этот запрос в школе открыт проект непрерывного математического образования. Подготовка начинается с дошкольных групп, продолжается в начальной школе, а в средней — это уже классы с углубленным изучением иностранных языков и математики.
Еще пример оперативной реакции на запросы времени: вместе с военным университетом Минобороны в школе открывается 5-й класс с углубленным изучением английского языка и предметов военно-патриотического направления. Это еще не кадетский класс, но, как надеется директор, он имеет перспективу таковым стать.
Интересно, что все стратегические решения в школе № 1259 принимает управляющий совет — то есть папы учеников. Да, именно папы. Родители разделили между собой сферы сотрудничества со школой. Мамы, как правило, входят в родительские комитеты, где помогают организовать экскурсии, праздники. А папы — это управляющий совет, стратеги.
Опять же, все как в правильной семье...