— Какой была первая реакция на вашу картину?
— Пока что «Другое небо» показывали только на «Кинотавре». Картину в Сочи принимали хорошо — даже неожиданно хорошо, поскольку хвалили мой фильм не столько профессионалы, сколько обычные зрители. Некоторые плакали. Меня это удивило: картина, как мне казалось, не находится в пласте эмоционального восприятия.
— А вы на какую публику рассчитывали, когда снимали фильм?
— Спросите паука, для кого он плетет паутину. Или скорпиона, почему он жалит. Просто такова их функция! Зрители паука — те, кто увязнут в его паутине. Для меня нет никакого гипотетического зрителя. Есть только ткань, в паутину которой
— Откуда взялась история гастарбайтера, разыскивающего любимую женщину в огромной, страшной Москве?
— Это история Орфея. Он ищет женщину, как золотоискатели искали золото: есть томление, есть одержимость. Он проходит путь, как шахматная фигура. Он должен сделать некоторые ходы, другие ходы ему недоступны. Ему предстоит
— На главную роль вы взяли Хабиба Буфареза — артиста из Туниса, который снимался до вас в одном из самых титулованных европейских фильмов последних лет, драме Абделя Кешиша «
— В актерское ремесло Хабиб пришел необычным образом. Он рабочий, строитель; я видел в Тунисе дома, которые он строил своими руками. Он был другом отца Кешиша. Актер, которого тот собирался снимать в главной роли, умер накануне съемок, и Кешиш обратился к Хабибу. Тот согласился без малейшего желания, как он сам утверждает, и замечательно сыграл свою роль.
Мы очень долго искали героя среди реальных гастарбайтеров, но не нашли: они оказались очень открытыми людьми, а нам был нужен человек совершенно непроницаемый. Мы не должны были знать, о чем он думает и что он сделает в следующий момент.
Мы начали искать такого, как Хабиб. Потом начали уговаривать самого Хабиба. Сначала он очень скептически отнесся к предложению, но прочитал поэпизодник и сказал, что сам прошел тот же путь, когда эмигрировал во Францию. После чего мгновенно согласился.
— Как вышло, что вы, философ по образованию, взялись за кинематограф?
— В кино дистанция между человеком и предметом рассмотрения максимально короткая. Мне было интересно этим заняться. Кино — вид искусства, который сродни эксгибиционизму. У нас есть возможность вывести на первый план лицо, смотреть на него и никак не трактовать.
Резюме
Дмитрий Мамулия, режиссер
Родился 10 апреля 1969 года в Тбилиси. В 1993 году окончил философский факультет Тбилисского университета, в
Снял короткометражку «Москва» (2007). Полнометражный дебют «Другое небо» (2010) получил диплом на «Кинотавре».