Главная Культура 08:40 08 Июня 2012 2510
Цой жив!

21июня поклонники рок-кумира празднуют его 50-летие

Василий Андреев

У «стены Цоя» на Старом Арбате вновь соберутся молодые люди и девушки в черных майках с лаконичной надписью «Кино», чтобы с размахом отметить юбилей. А в Питере совершится традиционное паломничество к могиле Цоя на Богословском кладбище и к легендарной котельной «Камчатка», где в свое время работал лидер рок-группы.

Фанаты Цоя соберутся, разумеется, и в других городах страны и ближнего зарубежья, ведь практически в каждом из них есть своя «стена плача». А современная география связанной с Виктором Цоем и «Кино» «наскально-настенной живописи» еще шире. Она охватывает не только все постсоветское пространство, но и дальнее зарубежье. Автору этих строк доводилось видеть надпись «Цой жив!» на стенах многоэтажек спальных районов Москвы, в питерских дворах-колодцах, в Рязани, во Владимире, Малоярославце, на Подоле в Киеве и в одесской Аркадии и даже на скалах в окрестностях Мурманска. А знакомые путешественники рассказывали, что видели похожие граффити на перилах моста в городе Ческе-Крумлов в Южной Чехии и даже в туалете главного вокзала в Мюнхене.

Почему же в популярности именно Цой значительно опережает остальных своих «коллег по цеху» — как живых, так и умерших? «Кино», «Виктор Цой», «Цой жив» — слова короткие и простые для запоминания. Их можно быстро и легко написать на любой поверхности, не наделав при этом грамматических ошибок. Но «Ария», «Алиса» или «ДДТ» ничуть не сложнее для запоминания и начертания. Понятно, что обилие наскально-настенных надписей — лишь внешняя сторона популярности Виктора Цоя, в причинах которой до конца не разобрались даже маститые музыкальные критики.

На самом деле Цой — главный герой более обширного и «древнего» мифа, имя которому — русский рок. Согласно этому мифу, до появления русского рока в Союзе не было ничего равнозначного ему по силе воздействия на молодежь. Ни официальные ВИА, ни очень модные в свое время КСП (клубы самодеятельной песни) не могли сравниться с тем, что впоследствии назовут русским роком. Миф этот оказался очень живучим, а его герои, представители «поколения дворников и сторожей», стали для многих, без преувеличения, символами целого поколения, противостоящими официозу: «Грозный, страшный и могучий, // Ты гоняешь в небе тучи, о-о! // Грозный, страшный и свирепый, // Приносящий смерть совдепам // Rock’n’roll, rock’n’roll», — пелось, да и до сих пор поется в одной рок-песне.

В связанной с русским роком мифологии, безусловно, есть свое рациональное зерно. «Специфические условия нашей страны способствовали тому, что рок взял на себя функции, не свойственные молодежной развлекательной музыке (каковой рок изначально и во всем остальном мире является). Рок с самого своего появления был не только музыкой, кайфом, праздником — он был куском свободы и оружием сопротивления тупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. Рок преследовали власти — он был опасен. Рок не продавался — он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме — и он был духовно заряжен», — писал в своей книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е:" известный музыкальный критик Артемий Троицкий.

Но то было в эпоху «совдепов». В 90-е русский рок, казалось бы, должен был утратить свои прежние, не свойственные «обычной музыке» функции. Иными словами, «умереть». «Рок-н-ролл мертв», — написал в одной из своих песен Борис Гребенщиков. И, как оказалось, поспешил. Несмотря на все перемены, рок по-прежнему оставался востребованным. Причем уже не только в молодежной среде.

Причина тому — сами перемены, произошедшие в стране. Прежние запреты сменились практически неограниченной свободой самовыражения, а на смену тотальному информационному дефициту пришла столь же тотальная свобода информации, к которой наше общество оказалось неготовым. В известной степени сейчас воспроизводится ситуация середины и конца 80-х годов прошлого века, когда молодежь (по крайней мере значительная ее часть) вновь «утратила себя», но не в условиях прежнего «духовного вакуума», а в изобилии возможностей, в практически неконтролируемых информационных потоках.

В таких условиях русский рок вновь оказался (точнее, остался) востребованным. Или, согласно существующей и очень действенной мифологии, оказался едва ли не единственным, «кто говорит людям правду». Другое дело, что сам русский рок уже не тот, что прежде. Он в значительной степени превратился в обычную развлекательную музыку, в «кайф» или «фан», чем, собственно, он и был с самого начала за рубежом. А проще говоря — «опопсел». Впрочем, наш рок не мог не измениться, ведь рынок, шоу-бизнес диктуют свои правила игры куда жестче, нежели прежняя цензура.

В этих условиях оказались более чем востребованными герои прошлых дней. А конкретнее, один из них — Виктор Цой. Ведь простыми были не только его фамилия и название его группы, «простым» был он сам. Голос у него был весьма посредственный, на гитаре он играл средне, на сцене был статичен, пластически скуп. Вопреки позднейшей мифологии он не был ни борцом, ни революционером, никогда не пел про перестройку (знаменитая его песня «Перемен!», по словам вдовы музыканта, не о политических переменах). Цой пел «простые» песни про себя и для себя, если угодно, вел песенный дневник своей жизни.

Цой не только «просто» пел, он также «просто» и говорил. «Не было в его ответах ни интеллектуальной подкованности Гребенщикова, ни глубокого осмысления жизни Шахрина или Сукачева, ни режущей и колющей правды-матки Шевчука. Цой говорил медленно, старательно подбирал слова, абсолютно без каких-либо эмоций и красок. Говорил вещи правильные, но стандартные и малоинтересные», — вспоминал один из журналистов, в свое время бравший у Цоя интервью.

Однако такая, возможно, кажущаяся «простота» оказалась востребованной и в то время, и в наши дни. «Это один из немногих музыкантов и поэтов, который поет действительно о моей жизни. Каждая его песня — это часть меня» — так говорит один из современных фанатов Виктора Цоя, среди которых много как 14-16-летних подростков, так и людей 35–40 лет.

Виктор Цой появился в нужное время в нужном месте. Тогда, в начале 80-х, Москва, недавно принимавшая Олимпиаду, была чистой и сытой столицей. А Ленинград был городом андеграунда, «подполья», в котором зародилась новая волна русского рока. Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Цой — все они либо ленинградцы, либо приехавшие в город и творившие там. Наконец, как ни цинично это звучит, лидер «Кино» вовремя ушел из жизни. Солист группы «Зоопарк» Майк Науменко, сам умерший немногим более года спустя после Цоя, по этому поводу сказал: «В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным».

Считается, что ранняя смерть Цоя способствовала, помимо роста популярности группы «Кино», мифологизации его образа, превращению его в «последнего героя». Впрочем, многие фанаты Цоя и сейчас верят, что их кумир не погиб, а живет отшельником где-то в сибирской глуши. И слова «Цой жив» они пишут вполне серьезно.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?