Главным героем выставки, приуроченной к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина, стал знаменитый раритет «Нащокинский домик». Он прибыл в Москву из Петербурга, из музея-квартиры поэта на Мойке.
...Знакомство они водили с юности — Нащокин был однокашником младшего брата Пушкина Левушки по Благородному пансиону при Царскосельском лицее. А с конца 1820-х Павел Воинович стал одним из самых задушевных друзей поэта. Известный коллекционер и меценат жил в разных местах Москвы, но с именем Пушкина связан адрес, существующий и поныне: Воротниковский переулок, 12.
Останавливался здесь Александр Сергеевич и в свой последний приезд в Первопрестольную в мае 1836 года. В гостеприимном доме Нащокиных у него была своя комната, которую в семействе так и называли — пушкинская. Сохранились воспоминания супруги Нащокина Веры Александровны о том, как радовался поэт, наведываясь к ним: «Я здесь в своей родной семье!»
Нащокин был дружен с выдающимися персонажами той эпохи — Михаилом Щепкиным, Денисом Давыдовым, Карлом Брюлловым, Жуковским, Баратынским. Гоголь читал у них главы из «Мертвых душ». А сам Нащокин рассказал Пушкину историю бедного белорусского дворянина Островского, из которой со временем родился «Дубровский».
Елена Старинкова, хранитель декоративно-прикладного искусства Всероссийского музея А.С.Пушкина и куратор выставки, показывает ее самый драгоценный экспонат
Двухэтажный особнячок в двух шагах от Садового кольца цел до сих пор. И мемориальная доска имеется. Правда, внутри он безбожно перестроен, да и снаружи непрезентабелен. Зато у нас есть возможность сравнить. В начале 1830-х Нащокин вознамерился создать миниатюрную копию своего жилища. За то время, что «строился» маленький домик, хозяин успел раз пять сменить квартиру, но модель 1:7 осталась.
В ней воспроизведены гостиная и прихожая, кабинет и столовая, бильярдная, спальня, буфетная и даже кухня с подвалом. Все комнаты обставлены, причем обстановка, вплоть до скатертей и портьер, заказывалась из тех же материалов (слоновая кость, серебро, бронза, шелк) и у тех же производителей (мебель — из мастерских братьев Гамбс, фарфоровые сервизы — от мануфактур Попова и Гарднера).
В шкафах и комодах выдвигаются ящики, можно сыграть на бильярде, вскипятить чай в серебряном самоварчике и даже выстрелить крошечной дробью из дуэльных пистолетов размером 4,5 см. На ломберном столе лежит мелок для записи счета, а под кушеткой прячутся туфли хозяина.
Пушкин с восхищением описывал затею друга в письме к жене.
Кстати, Павел Воинович собирался завещать домик Наталье Николаевне. Но в семью поэта чудо так и не попало. Легенда гласит, что накануне роковой дуэли фигурка Пушкина в домике упала: После смерти друга Нащокин заменил ее маленьким бюстом.
Забава обошлась Нащокину в баснословную сумму — 40 тысяч рублей. На эти деньги в то время можно было купить имение с сотней крестьянских душ. Когда хозяин, широкая натура и азартный игрок, оказался на мели, любимую игрушку пришлось заложить. Домик переходил от одного антиквара к другому, пока не оказался у старьевщика, где его и обнаружил художник и коллекционер С.А. Галяшкин.
Впервые реликвию выставили для всеобщего обозрения в 1910 году в Академии художеств в Петербурге. После революции она странствовала из музея в музей, пока не оказалась в квартире Пушкиных на набережной Мойки. И вот теперь приехала погостить в Музей Пушкина на Пречистенке.