В Малом зале театра ощущалось легкое волнение. Волновались все — и артисты, и зрители. Артистам хотелось выложиться «на все сто», чтобы премьера оказалась ярким событием. А зрители — поклонники театра — не только истосковались по Мельпомене, но и переживали, как в условиях пандемии прикоснуться к высокому и... не заболеть.
Ко всеобщему спокойствию театр под руководством Армена Джигарханяна принял все необходимые меры для обеспечения безопасности и зрителей, и актеров, и сотрудников. Как рассказал «Труду» руководитель литературно-драматургической части театра Николай Железняк, «была проведена дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования, происходит постоянное обеззараживание воздуха с помощью рециркуляторов». Ну, и кроме того, в театре установлены санитайзеры, а рассадка зрителей теперь проводится с учетом соблюдения социальной дистанции. Одним словом, находиться в театре, сопереживать героям разыгрывающейся драмы, действительно, безопасно.
Прозвучали второй, затем и третий звонок, и зрители поспешили занять свои места. На сцене — присущие современному театру приметы минимализма, которые каждый для себя объясняет по-своему. Массивная, железная, даже ржавая двухэтажная конструкция. На ее первом этаже зритель следит за происходящими перипетиями в доме. На втором этаже – разыгрываются сцены «внешнего мира». Одни видят в таком доме образ возводящейся конструкции, строящегося «нового мира», а другие же, наоборот, эдакую метафору разрушения, апокалипсиса, всеобщего отчаяния и непонимания, как жить дальше.
Режиссер-постановщик спектакля — выпускник Щукинского училища Дмитрий Ефремов рассказал «Труду», что при подготовке спектакля он прочел почти всё, что написал Булгаков.
- Вспомните, - говорит режиссер Ефремов, - на каком фоне разворачиваются события в доме Турбиных. С одной стороны, идет гражданская война, в которой есть место и Петлюре, и большевикам. Но что происходит в умах главных героев спектакля? Когда рушатся устои внешнего мира — возможно ли сохранить спокойствие и мир внутри одной семьи?
Автор спектакля стремился показать изменчивую природу человека. И ему это удалось. По словам Дмитрия Ефремова, «люди были такими же и сто лет назад, такими же остаются и сегодня». А как раз в этом, по мнению режиссера, и заключается актуальность «Дней Турбиных». Зритель словно узнает себя в героях Булгакова.
Своим впечатлением от премьеры спектакля поделилась с «Трудом» член Союза писателей России, поэтесса Галина Балебанова:
- Режиссер абсолютно прав в том, что произведения Булгакова актуальны и сегодня. Ведь для зрителя важны не просто эмоциональные переживания за главных персонажей, а, в первую очередь, их поступки в тех или иных условиях. И с этой точки зрения спектакль получился очень современным.
Стоит добавить, что в нынешнем юбилейном сезоне в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна с 3 по 11 октября пройдет первый Московский международный театральный фестиваль «Премия Джигарханяна», который приурочен к 85-летнему юбилею Народного артиста СССР и 65-летию его творческой деятельности. Объявлено, что победитель получит право на постановку в театре под руководством Армена Борисовича.