Фильм режиссера Владимира Шевелькова «Женские мечты о дальних странах» удостоился спецприза на Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте. «Труду» Владимир рассказал о том, почему, будучи востребованным актером, с головой ушел в режиссуру и что думает о новой смене актерской смене.
— Ваш тезка Владимир Машков как режиссер снимает мелодрамы, хотя сам играет преимущественно крутых мужиков в боевиках и исторических картинах. Такой же парадокс и с вами. Отчего это?
— В кино я играл разных героев — не только красавчиков, но и негодяев и совсем безвольных типов. А вот на мачо как раз не специализировался. Тем более что у нас те еще «мачи». Как в анекдоте — муж стоит у зеркала и восторгается: «Ну я и чмо, ну и чмо же я!», а жена его поправляет: «Да не чмо ты, а мачо!» Что же касается мелодрамы, то, на мой взгляд, это один из сложнейших, тончайших жанров. Его надо чувствовать. Достичь здесь успеха «чисто по бабкам» не получится.
— Ваш путь в кино начался с очень характерных ролей — «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Признать виновным», которые запомнились надолго. В зрелом возрасте у вас уже не было таких ярких работ в кино (о сериалах не говорю), и это грустно.
— Думаете, я уже сбитый летчик? Лет 12 активно снимался в кино, а потом показалось, что хватит лезть из кожи вон. Тем более если кожа чужая.
— Есть такое понятие — абсолютный артист. То есть человек, который от природы предназначен для этого искусства и ничем другим заниматься не может. Выходит, вы — не абсолютный артист?
— Наверное, нет. Актер — это состояние души невесты. Это означает, что надо все время себя оглаживать, любоваться в зеркало, пшикаться и глядеть в окошко: «Когда же
— Исследованию еще одного специфически женского явления вы посвятили картину «Стервы». Правда, что мужчин со страшной силой влечет именно к стервам?
— Мужчин влечет ко всем подряд. Вот
— Вернемся в вашу юность: помните, что читали на вступительных экзаменах во ВГИК?
— Хотел прочитать отрывок из «Мастера и Маргариты», но мне запретили. Мастер Евгений Матвеев терпеть не мог Булгакова, а любил только соцреализм и русскую классику. И я читал
— Но Коровьеву не 25 лет, как Печорину, так что все еще возможно.
— Увы. Коровьев должен быть таким зажигательным и при этом скрытным плутом! Кстати, Печорин и Коровьев очень похожи по своей сути. Печорин — такой засранец, который, будучи богатым, красивым и наглым, может позволить себе все что угодно. А Коровьев делает вид, что он именно такой засранец и есть, тогда как на самом деле он рыцарь. Коровьев подумал: «А чего я буду выглядеть как самодовольный самец, лучше я буду казаться тряпкой, и в этом обмане будет моя сила и моя тайна!»
— В молодые годы вам удалось создать образы героев того времени. А сегодня кто этот герой?
— Мне кажется, что сейчас в качестве героев надо снимать реальных людей — комбайнеров, трактористов, всех тех, кто делает дело, а не болтает, не делает только бабки. Можно, конечно, ради смеха снять кино про менеджера. Но его уже снял в своем клипе Сергей Шнуров — и наглядно показал, что менеджеры — это бумажные, никому не нужные, всепожирающие счетоводы, хищные и бесполезные, как стая рыжих собак в «Маугли».
— Мир бизнеса для вас чужд?
— Я — антибизнесмен. Устаю от своей творческой работы, а от такой тупой задачи, как делать деньги, вообще бы застрелился. Живу в гармонии с самим собой. У меня есть внутренняя проблема, но я с ней справляюсь. Не ожидал, что наступление
— Несколько лет вы жили в Европе, и наверняка вам пошел на пользу зарубежный опыт.
— Да, жил в Венгрии, там очень красивые, раскованные люди. А женщины в Будапеште убили меня наповал. Они не скрывали своих достоинств, в отличие от наших женщин.
— Но вы нашли в себе силы вернуться на родину…
— Я находил в себе силы вернуться несколько раз — из Венгрии в Россию, из
— Вы считаете себя истинным петербуржцем?
— Конечно. Я же родился в самом прекрасном городе мира. Как мне кажется, Петербург — единственный город в нашей стране, который воспитывает людей. Я пришел к этой мысли давно, но не мог понять, почему так происходит. Пожалуй, только сейчас могу ответить. Когда ты существуешь в Питере, ходишь по нему, то понимаешь: вокруг тебя существует мир, круче которого ты, земной человек, никогда не будешь. Но ты обязан этот мир хотя бы понимать и сохранять. Как только я начал это осознавать, то стал другим. А если человек всю жизнь прожил в сортире, то ему нет разницы, куда гадить, не так ли?
— О Петербурге вы сняли фильм «Васильевский остров». Довольны вы им?
— Я сам живу на Васильевском острове, так что отношение к этому месту у меня особое. Фильм состоит из четырех серий по 45 минут каждая, и главная его тема — прощение. В фильме снялись великие актеры — Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Зураб Кипшидзе: Очень хорошая, правильная философия в фильме, и чувства затрагиваются глубинные. Эта история коммунальной квартиры, в которой живут три семьи — еврейская, русская, грузинская. После смерти бабушки каждая из трех семей пытается оттянуть комнату покойной себе, и начинается житейская драма с элементами фарса.
— Петербург — мужской город?
— Когда я жил в Москве, то слышал от коренных москвичек мнение, что женихи должны быть из Питера, а невесты — из Москвы. Присоединяюсь к ним, но зову ехать в Петербург не только за женихами, но и за культурой.
— Ваш сын Андрей как раз в возрасте жениха. Он не хочет стать актером?
— Сын вообще не хочет заниматься творческой работой. Он спрашивает: «Папа, почему ты так много работаешь, а богатства нет?» Я ему отвечаю: «Сына, да потому, что мы все тратим, а творчеством много не заработаешь». А вообще я пребываю в некотором ужасе от сегодняшних звезд. Насколько то, что они делают, формально и не обременено внутренней работой! Когда на съемки ко мне приходят молодые артисты, я сразу понимаю, чем они отличаются от нас,
— Возвращаясь к теме женихов и невест — как вам, при такой популярности и внешних данных, удалось избежать большого количества браков?
— Все очень просто. В полной мере понял вкус женщин в 18 лет, а в 19 лет уехал от родителей в Москву. В это время я уже стал очень известным, что существенно продвинуло меня в области постижения женского пола. И в 21 год начал подумывать, что, пожалуй, уже устал от женщин. Поэтому призываю всех молодых людей: когда встречаете свою первую любовь, то надо понимать — это, скорее всего, не навсегда. В нашей цивилизации люди не имеют права вступать в брак, не имея жизненного опыта. Таковы традиции Европы, а мой город, как известно, самый европейский в России.
Резюме «Труда»
Владимир Шевельков, актер, режиссер
Родился в Ленинграде в 1961 году.
Учился во ВГИКе, окончил в 1984 году.
Сыграл роль Сережи Лаврова в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979). Снимался в фильме «Гардемарины, вперед!» (1987), сериале «Опера» (2004–2006). Снял картины «Стерва», «Васильевский остров» (2009).