Главная Культура 07:21 07 Сентября 2011 4747
Владимир Шевельков: «Я антибизнесмен, от тупой задачи делать деньги застрелился бы»
Сегодня в кино надо снимать трактористов, а не тех, кто делает бабки, считает популярный актер и режиссер
Анжелика Заозерская

Фильм режиссера Владимира Шевелькова «Женские мечты о дальних странах» удостоился спецприза на Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте. «Труду» Владимир рассказал о том, почему, будучи востребованным актером, с головой ушел в режиссуру и что думает о новой смене актерской смене.

— Ваш тезка Владимир Машков как режиссер снимает мелодрамы, хотя сам играет преимущественно крутых мужиков в боевиках и исторических картинах. Такой же парадокс и с вами. Отчего это?

— В кино я играл разных героев — не только красавчиков, но и негодяев и совсем безвольных типов. А вот на мачо как раз не специализировался. Тем более что у нас те еще «мачи». Как в анекдоте — муж стоит у зеркала и восторгается: «Ну я и чмо, ну и чмо же я!», а жена его поправляет: «Да не чмо ты, а мачо!» Что же касается мелодрамы, то, на мой взгляд, это один из сложнейших, тончайших жанров. Его надо чувствовать. Достичь здесь успеха «чисто по бабкам» не получится.

— Ваш путь в кино начался с очень характерных ролей — «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Признать виновным», которые запомнились надолго. В зрелом возрасте у вас уже не было таких ярких работ в кино (о сериалах не говорю), и это грустно.

— Думаете, я уже сбитый летчик? Лет 12 активно снимался в кино, а потом показалось, что хватит лезть из кожи вон. Тем более если кожа чужая.

— Есть такое понятие — абсолютный артист. То есть человек, который от природы предназначен для этого искусства и ничем другим заниматься не может. Выходит, вы — не абсолютный артист?

— Наверное, нет. Актер — это состояние души невесты. Это означает, что надо все время себя оглаживать, любоваться в зеркало, пшикаться и глядеть в окошко: «Когда же жених-режиссер допрыгнет сюда на лошади и затащит куда-нибудь в кусты». Актерство в нашей стране очень специфично и, по большому счету, унизительно. Возможно, за границей к актерам другое отношение, но у нас, где вранье на каждом углу и все делят деньги так, как считают выгодным для себя, профессия отходит на задний план. Важно только подороже себя продать. Сейчас для меня профессия актера — слишком нервная и суетливая. Не хочу быть невестой, и баста. Не нравится себя предлагать и выжидать.

— Исследованию еще одного специфически женского явления вы посвятили картину «Стервы». Правда, что мужчин со страшной силой влечет именно к стервам?

— Мужчин влечет ко всем подряд. Вот что-то увидел красивое — и его повлекло. Не устаю повторять, что в мире красивее женщин для мужчин ничего нет. Отсюда все проблемы. На нашей эстраде поют о том, что лучшие подарки для женщин — бриллианты. А лично я ничего хорошего в бриллиантах не вижу. Мы, мужики, ценим ручки, ножки, глазки, шейки, губки, спинки. А не побрякушки.

— Вернемся в вашу юность: помните, что читали на вступительных экзаменах во ВГИК?

— Хотел прочитать отрывок из «Мастера и Маргариты», но мне запретили. Мастер Евгений Матвеев терпеть не мог Булгакова, а любил только соцреализм и русскую классику. И я читал «Конька-Горбунка» и «Мцыри» Лермонтова. Михаил Юрьевич по жизни был моим самым любимым поэтом. Я мечтал сыграть Печорина и Коровьева из «Мастера и Маргариты», но не удалось ни того ни другого. А теперь уже поздно.

— Но Коровьеву не 25 лет, как Печорину, так что все еще возможно.

— Увы. Коровьев должен быть таким зажигательным и при этом скрытным плутом! Кстати, Печорин и Коровьев очень похожи по своей сути. Печорин — такой засранец, который, будучи богатым, красивым и наглым, может позволить себе все что угодно. А Коровьев делает вид, что он именно такой засранец и есть, тогда как на самом деле он рыцарь. Коровьев подумал: «А чего я буду выглядеть как самодовольный самец, лучше я буду казаться тряпкой, и в этом обмане будет моя сила и моя тайна!»

— В молодые годы вам удалось создать образы героев того времени. А сегодня кто этот герой?

— Мне кажется, что сейчас в качестве героев надо снимать реальных людей — комбайнеров, трактористов, всех тех, кто делает дело, а не болтает, не делает только бабки. Можно, конечно, ради смеха снять кино про менеджера. Но его уже снял в своем клипе Сергей Шнуров — и наглядно показал, что менеджеры — это бумажные, никому не нужные, всепожирающие счетоводы, хищные и бесполезные, как стая рыжих собак в «Маугли».

— Мир бизнеса для вас чужд?

— Я — антибизнесмен. Устаю от своей творческой работы, а от такой тупой задачи, как делать деньги, вообще бы застрелился. Живу в гармонии с самим собой. У меня есть внутренняя проблема, но я с ней справляюсь. Не ожидал, что наступление 50-летия станет для меня таким шоком. Понимаю, что это надо пережить, и дальше все пойдет как по маслу. Хотя еще остаюсь в 50-летнем напряжении. У меня куча пер-спектив, но пора уже вкладывать больше сил в детей.

— Несколько лет вы жили в Европе, и наверняка вам пошел на пользу зарубежный опыт.

— Да, жил в Венгрии, там очень красивые, раскованные люди. А женщины в Будапеште убили меня наповал. Они не скрывали своих достоинств, в отличие от наших женщин.

— Но вы нашли в себе силы вернуться на родину…

— Я находил в себе силы вернуться несколько раз — из Венгрии в Россию, из Моск-вы в Петербург — со всеми своими детьми. Все время нахожу в себе силы — слава богу, что они есть.

— Вы считаете себя истинным петербуржцем?

— Конечно. Я же родился в самом прекрасном городе мира. Как мне кажется, Петербург — единственный город в нашей стране, который воспитывает людей. Я пришел к этой мысли давно, но не мог понять, почему так происходит. Пожалуй, только сейчас могу ответить. Когда ты существуешь в Питере, ходишь по нему, то понимаешь: вокруг тебя существует мир, круче которого ты, земной человек, никогда не будешь. Но ты обязан этот мир хотя бы понимать и сохранять. Как только я начал это осознавать, то стал другим. А если человек всю жизнь прожил в сортире, то ему нет разницы, куда гадить, не так ли?

— О Петербурге вы сняли фильм «Васильевский остров». Довольны вы им?

— Я сам живу на Васильевском острове, так что отношение к этому месту у меня особое. Фильм состоит из четырех серий по 45 минут каждая, и главная его тема — прощение. В фильме снялись великие актеры — Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Зураб Кипшидзе: Очень хорошая, правильная философия в фильме, и чувства затрагиваются глубинные. Эта история коммунальной квартиры, в которой живут три семьи — еврейская, русская, грузинская. После смерти бабушки каждая из трех семей пытается оттянуть комнату покойной себе, и начинается житейская драма с элементами фарса.

— Петербург — мужской город?

— Когда я жил в Москве, то слышал от коренных москвичек мнение, что женихи должны быть из Питера, а невесты — из Москвы. Присоединяюсь к ним, но зову ехать в Петербург не только за женихами, но и за культурой.

— Ваш сын Андрей как раз в возрасте жениха. Он не хочет стать актером?

— Сын вообще не хочет заниматься творческой работой. Он спрашивает: «Папа, почему ты так много работаешь, а богатства нет?» Я ему отвечаю: «Сына, да потому, что мы все тратим, а творчеством много не заработаешь». А вообще я пребываю в некотором ужасе от сегодняшних звезд. Насколько то, что они делают, формально и не обременено внутренней работой! Когда на съемки ко мне приходят молодые артисты, я сразу понимаю, чем они отличаются от нас, 50-летних. Когда нас утверждали на роль, мы сразу же включались в работу, жили своим персонажем, пытались понять его психологию. А для них, наоборот, работа с получением роли заканчивается. Подписали контракт — и все, дальше им уже неинтересно, кого они будут играть. Один интерес — бабки. В чем-то я их даже понимаю: режиссер, как правило, г…, сценарий — г…, операторы — г…, обслуживают съемочный процесс недоумки и недоучки. Вот эти недоумки следуют принципу «чем дешевле, тем лучше, чем меньше актер задает вопросов, тем проще и быстрее».

— Возвращаясь к теме женихов и невест — как вам, при такой популярности и внешних данных, удалось избежать большого количества браков?

— Все очень просто. В полной мере понял вкус женщин в 18 лет, а в 19 лет уехал от родителей в Москву. В это время я уже стал очень известным, что существенно продвинуло меня в области постижения женского пола. И в 21 год начал подумывать, что, пожалуй, уже устал от женщин. Поэтому призываю всех молодых людей: когда встречаете свою первую любовь, то надо понимать — это, скорее всего, не навсегда. В нашей цивилизации люди не имеют права вступать в брак, не имея жизненного опыта. Таковы традиции Европы, а мой город, как известно, самый европейский в России.

Резюме «Труда»

Владимир Шевельков, актер, режиссер

Родился в Ленинграде в 1961 году.

Учился во ВГИКе, окончил в 1984 году.

Сыграл роль Сережи Лаврова в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979). Снимался в фильме «Гардемарины, вперед!» (1987), сериале «Опера» (2004–2006). Снял картины «Стерва», «Васильевский остров» (2009).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9636
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7242
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?