
Удивительный проект придумали совместно фестиваль «Золотая маска» и Благотворительный фонд Владимира Потанина – это если говорить официально. А если более человечно и конкретно, то замечательной идеей и ее осуществлением мы обязаны в первую очередь знаменитому режиссеру-экспериментатору Дмитрию Волкострелову и кураторам – театроведам Мария Бейлиной и Антону Флерову. Их детище Theatrum – пример того, как разные ветви культуры, а именно музей и театр, соединив свои потенциалы, могут усилить влияние на общество, а подчас достичь пронзительного эффекта. В чем можно убедиться в эти – к сожалению, до обидного малочисленные – дни в Москве, где интерактивная экспозиция Theatrum’а, открывшись 5 июня в Новом Манеже, продлится лишь до 9-го. И не больше времени отведено отдельным музейно-театральным перформансам, которые пройдут в Московском музее современного искусства, галерее «Граунд Солянка» и Планетарии.
На самом деле современное общество видело столько и такого, что пронять его «чисто» музейной информацией нелегко. Сколько людей, особенно молодых, относят поход в картинную галерею, тем более в краеведческий или исторический музей с их собранием древних наконечников копий и пожелтевших пергаментов к занятиям для пенсионеров. Но какое же удивление ждет скептиков, когда они попадают, допустим, в историко-краеведческий музей калининградского города Гусева, до 1946 года бывшего восточно-прусским Гумбинненом, и становятся там участниками спектакля-бродилки, где буквально на их глазах оживают средневековые рыцари-тевтоны, зальцбургские переселенцы-протестанты (было и такое в XVIII веке – окажись Моцарт не католиком, а лютеранином, его семья вполне могла бы оказаться на территории сегодняшней России) и даже обитатели того города со смешанным населением, каким был Гусев до 1947 года, когда отсюда окончательно депортировали немцев.
К сожалению, добраться до этих мест, да просто разыскать в интернете сведения о гусевском музее хватает пороху у не очень многих. Но теперь, благодаря Theatrum’у и стенду тамошнего проекта «Понаехали» их число заметно подрастет. По крайней мере с меня подъехавшие на фестиваль Theatrum калининградские музейщиицы, зорко следящие за всеми, кого «цепляет» их инсталляция, взяли твердое слово – если буду в самой западной области страны, чтобы обязательно завернул к ним.
Волшебство соединения музея и театра делало участниками завораживающего действа и самих зрителей
«Цепляет» в Новом Манеже буквально все. Стенд «Север», рассказывающий в неожиданном ракурсе об Архангельске – не только как о древнем гнезде смелых покорителей суровых земель и морей, но и о сегодняшнем городе чахнущего мореходства, убитой трамвайной системы и умирающих старинных домов. Инсталляция Северо-Кавказского филиала ГМИИ имени Пушкина «Открывая синагогу Темир-хан-Шура» о музыкально-художественном проекте, посвященном одной из практически полностью распыленных этнических групп – горских евреях. Драматичные истории Иосифа Бродского (проект во дворе петербургского Фонтанного дома «Сохрани мою тень»), Виктора Астафьева (аудиопроменад по красноярскому дому-музею прозаика), расстрелянного сибирского литератора Владимира Зазубрина (рэп-читка поэта Андрея Родионова у дома писателя в Канске)…
Невозможно слушать без комка в горле и рассказы жительниц ярославского села Учмы, озаглавленные авторами инсталляции «Своя лодка. Старухи о любви» (наушники висят у каждого из 12 музейных стендов). Любовь была у всех крестьянок, но чаще всего не слишком счастливая: «Мастер на все руки… пил… гулял… хотела ему козу показать (изменить – С.Б.), да как детям в глаза посмотрю…». Записанные на пленку признания, спорящие в искренности и глубине с монологами самых знаменитых литературных героинь, составляют часть экспозиции местного музея русской деревни. Без этих тихих и проникновенных голосов, без их непередаваемо очаровательного волжского оканья он был бы одним из рядовых собраний обыденностей, с ними – стал жемчужиной, чья уникальность отмечена призом «Лучший европейский музей 2020 года».
Между тем то, что показывают в Новом Манеже – лишь верхушка айсберга. У проекта Theatrum есть и своя лаборатория, где профессионалы театрального и музейного дела изучают культурные ресурсы различных городов и намечают потенциальные коллаборации. Недавно, например, такая лаборатория собиралась в Нижнем Новгороде. Так что фестиваль – не только фиксация имеющихся достижений, но и прогнозирование будущих. Надеюсь, продолжения ждать долго не придется.