- Сергей, расскажите, что такое "Формула-1". Изнутри вам, наверное, виднее?
- Когда я, проехав первые круги, вышел из болида, то еще час находился в шоке. Сидя у экрана телевизора, невозможно ощутить все прелести гонок. Насколько потрясающе управляется машина "Формулы-1", нереально передать словами. Куча кнопочек, рычажков, жидкокристаллических приборчиков - ощущение жуткое. Если в кабине пилота в самолете приборная доска вся в стрелочках, то в болиде - все в кнопочках и лампочках. Вроде бы здесь все, как и у обычной машины, - руль, педали, четыре колеса, но чувства не совсем земные.
- Когда мы с вами общались два года назад, об участии российского пилота в "Формуле-1" никто не мог даже мечтать...
- Я тогда говорил, что нашему гонщику под силу выиграть этап "Больших призов" минимум лет через десять. На сегодня моя задача наполовину выполнена: калитка в "большой цирк" открыта.
- Сложно было?
- Для меня особенно. Все-таки возраст у меня совсем не молодого пилота. К тому же опыт российских гонок - все равно что отсутствие опыта вообще.
- Банальный вопрос: как вы попали в "Формулу-1"?
- Зимние тесты я проводил в Италии. Там появилась возможность погонять в "Формуле-3". У меня, кстати, три официальных рекорда в этом классе на итальянских автодромах. Поступило предложение от команды "АДМ" выступить в финале чемпионата Европы "Формулы-3000". Благодаря тому, что это была "топ-команда", я из 24 машин приехал двенадцатым. И это- впервые сев за руль такой машины! Ко мне стали проявлять интерес команды "Формулы-1" "Прост" и "Заубер", но их условия оказались неинтересными. Самое лучшее предложение получил именно от Джанкарло Минарди. С декабря у нас завязались дружеские отношения.
- И на какой срок рассчитано ваше сотрудничество?
- Пока у меня виды на "Формулу-1" только до 2004 года. Дальше проектов нет, так как эти соревнования для молодых пилотов. Другое дело, что если сейчас начать с ними заниматься, то на "Гран-при" мы их увидим не раньше 2006 года. Поэтому сложилось так, что на сегодня я - единственный реальный кандидат для участия в "Королевских гонках".
- У вас есть на примете молодые ребята, способные со временем дорасти до самых до вершин?
- Конечно, но только наша страна о них не знает. Не поверите, но в Европе Роман Русинов и Алексей Павловский более известны, нежели в России. Но сейчас пока они даже физически не в состоянии пройти необходимую для "Формулы-1" программу подготовки.
- Попали бы вы в "Формулу", если бы Газпром не подписал контракт с "Минарди"?
- Да, так как у меня независимый от Газпрома контракт.
- До какого возраста можно гонять на высоком уровне?
- Пока из ушей не начнут вылетать позвоночные диски. Это - в порядке "черного" юмора. Я в любой момент готов уступить свое место молодому российскому пилоту. Будь-то Михаил Алешин или Рома Русинов.
- Самое необыкновенное чувство в гонке?
- Когда обгоняю соперника. Но обгон обгону рознь. Если у соперника технические проблемы, то обойти его сможет каждый. Интересно, когда ты едешь с равным себе, но можешь его, как говорят в шахматах, "развести". В прошлом году в Валенсии я десять кругов по пятам преследовал машину "Бенеттон". Строил ему "козни", показывался пилоту то справа, то слева, но пройти его никак не мог. Тогда перед ходовым поворотом я решил отпустить газ, что дало бы мне возможность затем разогнаться быстрее. Он потерял меня из виду и ломанулся "закрывать", тем самым уйдя с траектории. После этого мне оставалось лишь вдавить педаль газа в пол и помахать ему рукой. Вот так выиграть позиции - действительно кайф. Ради этого и стоит гоняться.
- Вы одобряете изменения в правилах "Формулы-1"?
- Мне они выгодны. Теперь я смогу каждый гоночный уик-энд по пятницам светиться на телевидении и официально выезжать на тренировки вместе с Шумахером, Култхардом и остальными.
- В детстве мечтали о "Формуле"?
- Нет. Я вообще не думал, что буду ездить на машине. А пределом моих мечтаний были "Жигули". Причем очень хотел, чтобы в машине был крутой магнитофон, как у отца.
- И контракт с "Минарди" стал громом среди ясного неба?
- Мало того, я вначале ему даже не поверил. Только когда он прислал мне официальное письмо с предложением приехать на переговоры, я понял, что это не шутка.
- Когда осознали, что вам выпал уникальный шанс помериться силами с самим Шумахером?
- Будете смеяться, но для меня личности в "Формуле" ничего не значат, мне важны машины и скорость. А Шумахер? Наверное, он хороший парень.
- Успели с ним подружиться?
- У меня нормальные отношения со многими гонщиками. Но дело в том, что я очень тяжело схожусь с людьми в силу своего характера. Я тяжелый человек: не прощаю грубых "ходов" во взаимоотношениях. Меня можно обмануть только один раз. И вообще, с какой стати мне с ним дружить? Мы вместе не проходили огонь, воду и медные трубы, да и деньги не делили.
- Мир "Формулы-1" жесток? Здесь, как и в НХЛ, на первом месте деньги или человеческие отношения?
- Для начала - здесь нет зарплаты как таковой. Гонщики заключают спонсорские контракты и живут на эти деньги. Например, я официально в команде получаю 10 тысяч долларов в месяц. Пилотам делить, по сути, нечего. У "Феррари" бюджет команды - 600 миллионов "зеленых", а у "Минарди" - около 45 миллионов.
- Насколько я понял, в "Формуле" больше всего вас привлекают машины?
- Точно. Обидно, что сейчас они практически одинаковые. Я с завистью вспоминаю времена Айртона Сенны. Тогда болиды "Феррари" были настоящими шедеврами. Мне почему-то кажется, что через несколько лет все машины станут одинаковыми - компьютер выдаст всем идеальную тачку.
- Гегемония "Феррари" вас не пугает?
- Чтобы вытащить эту команду, на нее работали вся страна, все крупнейшие заводы Италии. Они взяли лучших пилотов, наняли лучших конструкторов, сделали лучшие шасси и мотор. Если бы у "Минарди" были такие деньги, то сейчас чемпионами были бы мы. И не надо делать трагедии из итогов прошлого сезона. Очень часто одна из "конюшен" выделялась на фоне остальных: "Уильямс", "Бенеттон", затем "Макларен", теперь "Феррари". Это означает лишь одно - команды не стоят на месте. Кто знает, - может, завтра не будет равных "Бару"?
- Реально ли проведение одного из этапов "Формулы-1" в Москве или Санкт-Петербурге?
- Да нет сейчас в мире ничего невозможного. Только почему многие никак не могут понять: чтобы поднять российский автоспорт, "Формула-1" не нужна. Развивать надо другие, более приемлемые для нас соревнования. Конечно, можно вбухать огромные деньги в несколько километров асфальта - только зачем?
- Другими словами, вы против этой затеи?
- Нет. "Гран-при Москвы" нужен для привлечения спонсоров. У нас есть автоспорт, и он никогда не умрет. Не будет "Формулы-3", значит, люди будут гоняться на газонокосилках. Этот процесс необратимый. Но пока в нашей стране не прекратят поливать грязью российских гонщиков, а будут восхищаться итальянскими, пока в центральных газетах и журналах будут писать только о футболе, а на экранах телевизора не появятся трансляции о собственном автоспорте, - никакого развития не будет.
- По улицам города вы тоже гоняете?
- Я езжу с собственным водителем на 99-й модели "Жигулей". А сам за руль сажусь очень редко.
-И как вам разница? Там 360 километров в час, а в городе - около 60.
- Это и отличает профессионального пилота от любителя. Первому без разницы, на какой машине ездить. Были бы руль, педали и колеса.
- Вы слышали новый анекдот про "Минарди"?
- Какой?
- Теперь команде "Минарди" нужен не бензин, а газ.
- Впервые слышу. Газпром - очень мощный спонсор. Уверен, от партнерства с этой компанией не отказались бы и в "Феррари".
- Вы азартный человек?
- Нет. Как только во время гонки у пилота появляется азарт, можно считать, что он уже вылетел. А ведь каждая ошибка на повороте стоит если не серьезной травмы, то по меньшей мере несколько тонн металлолома - дорогое удовольствие.