В среду лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина презентовала двойной акустический альбом своих песен «Акустика. Песни как они есть». Релиз приурочен к 20-летию коллектива. Празднование юбилея должно завершиться 5 декабря большим концертом в «Крокус Сити Холле». Разумеется, электрическим. А это выступление Арбениной получилось во всех смыслах экспериментальным.
Клуб, созданный в одном из помещений очередного почившего, а точнее, резко сократившего свои производственные площади московского завода (на этот раз «Трехгорной мануфактуры»), вряд ли приспособлен для столь серьезных концертов. Барная стойка, едва ли не примыкающая к сцене (причем через узкое пространство между баром и сценой осуществляется вход-выход посетителей), сама сцена площадью метров пять квадратных, сделанная наспех из стройматериалов, популярных у владельцев торговых палаток 90-х, и все в таком духе. В общем, популярный ныне стиль «везде завод, а по углам гламур». Не говоря уж о том, что для большинства присутствующих явилось полнейшим сюрпризом: концерт прошел в холодном зале, по сути на свежем воздухе, который в эти дни свеж чересчур.
Впрочем, для Дианы Сергеевны, вышедшей в одиночестве с гитарой наперевес, все это оказалось на руку. Альбомы получились «не для всех», и концерт — такой же. Скорее даже не концерт, а эдакая выездная творческая лаборатория, где можно запросто сбиваться с текста, на ходу придумывать рифмы и вообще наслаждаться полнейшим экспромтом.
Незадолго до выхода на сцену Диана рассказала «Труду» о том, что запись двойного акустического альбома тоже была полна шероховатостей: «Было очень трудно: когда записываешь акустику, не за что спрятаться, не на что опереться, только ты и гитара. Но это самое честное, что есть в музыке. И это те зерна, из которых потом вырастут в электрические песни».
Одну из выпущенных песен Диана уже проанонсировала в качестве скорой премьеры на «Нашем радио» в «мультиинструментальной одежке». Кстати, в хит-параде «Нашего», где уже лет десять в отчаянии пытаются найти коллективы уровня «Мумий Тролля», «Сплина», Земфиры и «Снайперов», песня Арбениной «Демоны» сейчас на первой строчке. Акустическая версия «Демонов» вошла и в «Песни как они есть».
«Гитарные» альбомы Дианы — это действительно скорее рабочий материал и скорее все-таки поэзия, чем музыка. В поэзии Арбенина сильна, но в сочетании с полноценными музыкальными партиями бывает просто недосягаема. «Ночные снайперы» в последнее десятилетие выдавали на-гора такие номерные альбомы, что закачаешься: что ни песня, то хит, пробирающий до мурашек.
На том и держатся: фанаты чувствуют искусство и тянутся даже в такие «рок-лаборатории», которой стал этот чудаковатый клуб. Это даже интереснее: вот как оно рождается. К тому же 20 лет назад «Снайперы» и играли одну сплошную акустику — где-то по питерским и московским подвалам, а слава о дуэте Арбенина — Сурганова расходилась исключительно по сарафанному радио. Так что нынешние акустические па — это отчасти и ностальгия по тем андеграундным временам.