Главная Культура 00:31 05 Декабря 2012 220
Наумов выиграл съемки «Бега» в домино

На пороге 85-летия Владимир Наумов приступил к съемкам «Сказки о царе Салтане»

Анжела Якубовская

В эти дни создателю знаменитых фильмов «Мир входящему», «Скверный анекдот», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Берег» исполняется 85 лет. О том, как снимать ленты единолично и в соавторстве, легко ли быть мужем кинозвезды и отцом дочери-режиссера, как сохранить до середины девятого десятка лет творческую молодость, – наш разговор с Владимиром Наумовичем.

– Ваш творческий путь делится на две части: работа совместно с Александром Аловым и без него. Как возможно ужиться рядом двум режиссерам? Случалось что ссорились, надоедали друг другу?

– Мы могли вместе проработать целый день, но проходило несколько часов, и вечерами мы звонили друг другу, успев соскучиться по общению. Союз с Аловым был удивительным  по гармонии и взаимопониманию, мы оба были одержимы профессией. Саша обладал редким мужеством: прошел войну, боролся с последствиями ранения и контузии, которые со временем становились все тяжелее. Я видел, как трудно ему ходить, приходилось опираться на палку. Но за все годы работы он ни разу не дал себе даже намека на поблажку. Конечно, у нас бывали и конфликты и ссоры. Я по темпераменту взрывной, Алов сдержан – мы дополняли друг друга. Каждый из нас придумывал сцену по-своему, потом приносил ее на суд. С ходу не принимался ни один вариант, но когда срасталось, сцена получалась объемная, живая. Пусть мои слова прозвучат сентиментально, но после Сашиной смерти я все время ощущаю на том, что  делаю, его внимательный взгляд.

– Вашу жизнь осенила и дружба с  великим драматургом Тонино Гуэррой. Каким он вам запомнился?

– Гуэрра был сумасшедшим. Настоящим прекрасным сумасшедшим. Он весь состоял из «вдругов». У него на каждой странице текста по пятнадцать «вдруг». Его талант был виден невооруженным взглядом. На одну тему он мог придумать по сто историй. Увлекался как ребенок. Однажды его  пригласили во ВГИК и  сделали почетным профессором. Он вышел на сцену, произнес короткую остроумную речь, и на него надели мантию. Потом по-тихому эту мантию отобрали, потому что еще надо было чествовать Кшиштофа  Занусси. Гуэрра возмущался, требовал вернуть мантию – никак не мог понять, что на весь ВГИК она одна и надевается символически. Всю обратную дорогу в машине он обиженно ворчал и был похож на ребенка, у которого отобрали только что подаренную игрушку.

– В соавторстве с  Александром Аловым вы сняли замечательный фильм «Бег» по Булгакову, который и сегодня, восхищаясь, смотрят миллионы зрителей…

– Наш фильм – это первая в России попытка экранизировать Булгакова. Надо сказать, что Булгаков тогда был в большой опале, и нам с Аловым пришлось потратить около трех лет на «пробивание» этой темы. Литературным консультантом у нас была вдова писателя, Елена Сергеевна  Булгакова. Она называла себя «единственным представителем Михаила Афанасьевича на земле» и умела создавать ощущение присутствия автора. Иногда, посмотрев материал фильма, где мы с Аловым подчас снимали сцены, не существующие в романе, она говорила: «Да, этот материал Михаилу Афанасьевичу понравился, но он просил добавить несколько деталей». Мы переснимали, и действительно получалось в духе Булгакова. После окончания производства фильм подвергся цензуре и преследованию. Нас с Аловым обвинили в сочувствии к белогвардейцам и в том, что генерал Чарнота, мастерски сыгранный Михаилом Ульяновым, вызывает симпатию. Готовилась премьера, на кинотеатре «Россия» висел огромный плакат к фильму, и в одну секунду его убрали. Мы с Ульяновым узнали об этом, находясь в Чехословакии. Надо было срочно лететь в Москву – а тут как раз подвернулся советский правительственный самолет. Благодаря безумной популярности Ульянова нас согласились в него взять, и когда мы летели, члены правительства, не буду называть их фамилии, предложили сыграть в домино. Я со своей стороны предложил: пусть это будет «американка», то есть вариант игры, когда проигравший выполняет любое желание выигравшего. И нам подфартило – мы выиграли! Члены правительства пытались выкрутиться, но нам с Михаилом терять было нечего, мы просто вцепились им «в пиджак». Уже после полета я звонил этим людям, напоминал, просил – и видно, у них проснулась совесть: нам милостиво разрешили показать народу эту картину.

– В фильме снялись замечательные актеры, но особенно запомнился эпизод карточной игры с Ульяновым и Евстигнеевым.

– Оба блестящие актеры, но Ульянов требовал от меня и от Алова постоянных репетиций. А Евстигнеев, наоборот, импровизатор, он после первой же репетиции увядал, погружаясь в скуку. У нас была специальная красивая девочка-ассистент, которая в такие моменты уводила его в гримерку и поила кофе, веселила, не давала завять. А мы в это время репетировали с Ульяновым. И когда он был готов,  «выпускали»  Евстигнеева. Наша цель состояла в том, чтобы Ульянов уже «дозрел», а Евстигнеев еще не «завял». Мы крепили Ульянову усы, но они почему-то все время отклеивались, и когда он целовал Евстигнеева, кончики волос попадали тому в рот. Евстигнеев отплевывался, делал брезгливое лицо. В итоге получилась потрясающая сцена.

Несмотря на то что картина пошла в прокат с вырванными цензурой «клоками мяса», она имела счастливую зрительскую судьбу. Очереди за билетами выстраивались километровые, были введены дополнительные сеансы. По опросу зрителей «Бег» был признан лучшей картиной 1970 года. А мы с Аловым уже замахнулись на большее  и мечтали о «Мастере и Маргарите». Думая о будущем фильме, я сделал к нему огромное количество рисунков-набросков. Но однажды ночью мне приснился сон. В квартире стоит вдова Булгакова и говорит мне: «Михаил просил передать, чтобы вы «Мастера и Маргариту»  не трогали». И пошла к выходу, я вскочил вслед, по дороге за что-то зацепился и ударился коленом о тумбочку. Она стоит возле лифта и добавляет напоследок: «И вообще пусть никто не трогает». Утром просыпаюсь, думаю, что за странный сон. Смотрю на колено,  а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей от картины отошли, и как потом оказалось, все режиссеры, кто бы ни брался за это произведение, терпели поражение.

– Вы снимаете фильм «Сказка о царе Салтане». Признаться, неожиданный для режиссера интеллектуального кино поворот творчества.

– Сейчас на экране телевизора можно часто увидеть рекламу: «Газпром – наше национальное достояние» И мне хочется задать вопрос: «А что будем  делать, когда газ кончится?» Так вот, хочу сказать, что настоящее национальное достояние – это Пушкин,  и он не кончится никогда. Сравните наш сегодняшний язык – загрязненный, испоганенный – и язык Пушкина, с его потрясающим умением сделать фразу музыкальной. До сих пор перечитываю его сказки и нахожу в них для себя столько необычного. Что касается фильма, первую часть мы уже закончили снимать в павильоне Мосфильма, к съемкам второй части приступим весной в Крыму. Снимаются замечательные актеры, в том числе Наталья Белохвостикова, ей досталась роль Бабы Бабарихи.

– Вы уже более 40 лет женаты на Наталье Николаевне, снимаете ее во всех своих фильмах. Легко ли режиссеру быть мужем актрисы?

– С одной стороны, снимать ее легче, потому что она знает о моем фильме значительно больше, чем любая другая актриса. Ведь работа над фильмом не кончается на съемочной площадке, мы обсуждаем ее и дома, выверяя различные моменты будущей ленты. С другой стороны, на съемках я всегда отношусь к Наталье строже, чем к другим: мне, например, неудобно отменить съемку, если она заболела. Иногда мы снимаем в тяжелых условиях, но даже если вижу, что ей холодно, все равно не имею права делать поблажки. А ей говорю: ты не имеешь права ошибиться и подвести мужа… У меня характер конфликтный, могу вспылить, нечаянно обидеть, но знаю, что моя Наташа меня поймет и простит. Еще я по природе человек увлекающийся, могу, работая, забыть даже о еде. Наташа напоминает, что надо поесть, пытается научить меня следить за собой. Конечно, она моя Муза, я без нее просто пропал бы.

– Вы довольны тем, как складывается творческая судьба вашей дочери?

– Лично я хотел, чтобы дочь работала в кино, но это совсем не значит, что я что-то делал для этого. Она могла выбрать любую профессию, никто на нее не давил. Дочь с самого начала знала, что профессия наша жесткая. Поначалу ее бросало из стороны в сторону, но она сама выбрала свою судьбу. Сейчас у нее много интересных замыслов, и она, снимая как режиссер, практически не пользуется моими советами. Что понятно: другое поколение, другое, зачастую более простое отношение ко многим вещам. Независима, умеет постоять за себя.

– 85 лет – серьезный возраст. Но вы находитесь в прекрасной творческой и физической форме. Наверняка есть дорогие вашему сердцу замыслы.

– Есть два сценария, по которым давно хочу снять картины. Сил и энергии хватает, но нет средств. Я в молодости увлекался боксом, нередко удавалось нокаутировать соперника. И знаете (смеется), иногда просто хочется дать в ухо тем, кто жалеет денег на кино.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9444
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7141
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?