Главная Культура 00:07 05 Октября 2018 8284
Физрук в роли мстителя

На экраны вышел фильм «Непрощенный», рассказывающий о трагедии над Боденским озером

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Непрощенный». Фото: kinopoisk.ru

Это случилось более 15 лет назад. Тогда из-за ошибки швейцарского диспетчера в небе над Германией столкнулись два самолета. Среди погибших пассажиров была семья (жена и двое детей) осетинского архитектора Виталия Калоева. Не дождавшись от иностранной авиакомпании извинений, Калоев отправился в Швейцарию, где совершил суровый самосуд. Перочинным ножом он нанес 12 ударов диспетчеру Петеру Нильсену. Тот умер на глазах у жены и троих детей. И вот оно, кино о том же.

Поистине шекспировский сюжет в фильме взялся рассказать мастер на все руки Сарик Андреасян. Ученик Юрия Грымова, что само по себе вызывает недоумение (многое ли можно почерпнуть у клипмейкера?), Сарик к своим неполным 35 годам в качестве режиссера поставил уже 15 фильмов — вдвое больше, чем Тарковский за всю свою жизнь. Среди них такие общепризнанные образчики пошлости, как «Служебный роман. Наше время», «Беременный», «Тот еще Карлосон!» (авторское название), «Что творят мужчины!», которые, не станем скрывать, имели определенный успех у невзыскательного зрителя, но с редким единодушием были разнесены в пух и прах критикой.

В последние годы в жанре «злачной» комедии Андреасяну стало тесно. Он попробовал себя в жанре кинофантастики («Мафия»), криминального боевика («Ограбление по-американски»), супергеройского комикса («Защитники») и даже замахнулся на драму («Землетрясение») — увы, с тем же творческим результатом. Что не помешало ему отважно взяться за кино о трагической судьбе Виталия Калоева.

Проект, что называется, изначально обречен на высокие кассовые сборы. В умении находить интересные массовому зрителю сюжеты Андреасяну отказать нельзя. Вот если бы к этому еще толику мастерства: Но с этим у режиссера как раз большие проб-лемы. Они начинаются еще на уровне сценария, который бесхитростно пересказывает хорошо известную по журналистским публикациям канву событий. Жил-поживал во Владикавказе строитель-архитектор Виталий Калоев, любил свой дом, жену и детей. Улетел в Барселону на заработки, по окончании работ вызвал семью в Испанию отдохнуть. По трагической случайности жена Калоева купила билеты на тот самый злосчастный самолет, которому было суждено столкнуться с грузовым бортом в небе над Германией. Обломки лайнера, в салоне которого находилось много детей, разбросало на десятки километров. Калоев, прибыв на место трагедии, был допущен к поискам и сам нашел труп любимой дочери. Ну а впоследствии, отказавшись от материальной компенсации, созрел для мести...

Как видите, сюжет легко пересказать в нескольких словах. Но картина идет (с замахом, видимо, на международный прокат) два часа. Поэтому Андреасян невыносимо долго длит каждый план. Вот Калоев устраивает мемориал на кровати, где спали дети: в режиме реального времени складывает на постели фотографии и мягкие игрушки. Вот он смотрит новости о расследовании трагедии, делает вырезки из газет — и это занимает отдельную сцену. Вот отрешенно смотрит в пустоту, и эта зияющая пустота надолго заполняет пространство экрана.

Томительных кадров, в которых ничего не происходит, Андреасяну мало, и он без конца вставляет флешбэки. Эпизод прощания Калоева с семьей, когда он в последний раз видит их живыми, под надрывную музыку повторяется на экране пять, если не ошибаюсь, раз. С такой же примерно периодичностью возникают сцены на кладбище, в которых Калоев приносит к памятнику цветы. Для особо непонятливых режиссер по ходу фильма повторяет эту информацию вербально, а в конце увековечивает ее еще и титрами.

Главного героя играет актер и брутальный телеведущий Дмитрий Нагиев. Понятно желание знатного шоумена, прославившегося исполнением ролей прапорщика Задова и физрука Фомы, попробовать себя в серьезной роли. Но играть в этом фильме особо нечего: его герой постоянно замкнут в себе, с окружающими, даже родственниками, практически не общается. Только изредка восклицает: «Где кот?» И, не дождавшись ответа, снова уходит в себя. Ссутуленный, с трагически остановившимся взглядом, экранный Калоев безмолвной тенью бродит по экрану, постепенно обрастая устрашающего вида бородой.

Мера его горя понятна с первых минут фильма, но больше ничего о главном персонаже и о мотивах его, мягко говоря, спорного поступка за два часа мы так и не узнаем. Была ли для Калоева месть спонтанным актом или осмысленным торжеством справедливости? Считает ли он самосуд нормальной формой взаимоотношений в современном мире? Может ли смертью другого человека исцелить собственное горе? Каково чувствовать себя убийцей человека, чья вина состоит в трагической ошибке, в халатности, но не в злом умысле? Не болит ли у Калоева душа, что по его вине трое малолетних детей Нильсена остались сиротами?

Поверхностный, иллюстративно-описательный фильм Андреасяна даже не пытается задавать эти вопросы, казалось бы, неизбежные. В финале досрочно освобожденного из тюрьмы Калоева (он получил восемь лет, но отсидел только два года) встречают на родине аплодисментами, с которыми, надо думать, сполна солидаризуется режиссер. Тема, где на весах вечности оказались такие понятия, как жизнь и смерть, вина и наказание, справедливость и милосердие, свелась к однозначному и плоскому оправданию мести. И ради этого огород городить?

Несмотря на название фильма, главный герой авторами не только прощен, но и оправдан. Непрощенным для меня в этой истории оказался, боюсь, сам режиссер. Когда-то он возмутил меня бездарной перелицовкой классического фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». Потом наснимал много всякого непотребства. Теперь взялся за неподъемную для себя трагедийную тему — и, говоря слогом классика, опять безнадежно «испортил песню».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9516
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7210
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?