Главная Культура 00:07 05 Сентября 2013 148
Анна Урманцева: Кто-то считает, что РАН - это «беги» по-английски

По словам автора программы «Мозговой штурм» на ТВЦ, есть люди, которые не знают о существовании Академии наук

Сергей Беднов

Наука в эфире наших федеральных каналов — редкий гость. Как и большие ученые. Имеются в виду настоящая наука и настоящие ученые, а не магистры магии или доктора астрологии. Этих-то как раз пруд пруди. Академики и профессора появляются на экране в основном тогда, когда надо прокомментировать какое-нибудь событие, от физики, химии и прочей математики весьма далекое.Одно из немногих исключений — программа «Мозговой штурм» на канале «ТВ-Центр». Ее автор и ведущая Анна Урманцева собирает в студии самых что ни на есть настоящих ученых, которые говорят (а иногда и спорят до хрипоты) о глобальных научных проблемах.

— Существует стереотип: программы о «серьезных сферах» должны вести серьезные люди. Когда о высоких материях говорил Капица, это изначально вызывало доверие. Анна, не боялись ли вы, затевая «Мозговой штурм», что молодая красивая женщина будет восприниматься не как полноценный ведущий программы о науке, а всего лишь как некое связующее звено между монологами «зубров»?

— Всегда перед запуском любой программы есть некая оторопь. Особенно когда до тебя в этой сфере работали такие выдающиеся люди, как Капица. Но главный рубеж в данном случае, который надо пройти, — это не выход к зрителям, а первоначальный выход к ученым. К тебе в студию должны прийти люди, которые по сути являются самыми лучшими специалистами в своих областях. Специально для выделения из общества этих людей придуманы особые обозначения: «академик», «член-корреспондент», «доктор наук» и т.д. Если получается говорить с этими людьми, если они благодарят, выражают готовность прийти еще раз, предлагают собственные темы, значит, есть вероятность, что и зритель будет относиться к тебе серьезно.

Комплексы по поводу «связующего звена» — это удел тех, кто считает, что автор и ведущий может самовыражаться только вербально. Но представьте, что вам дана возможность, как в шахматной партии, сделать ставку именно на те фигуры, которые, с вашей точки зрения, должны вы-играть (я имею в виду экспертов). Подобрать им достойного противника, чтобы игра была интересной и для них, и для зрителя. Полностью продумать ход игры, запланировать провокации, предусмотреть моменты «ложных проигрышей» с последующим выходом на неожиданную победу — и потом просто наблюдать. Это ни с чем не сравнимое удовольствие.

— Но ведь бывает, что «партия» идет не так, как задумывалось?

— Бывает. И именно в этих ситуациях я начинаю говорить. Но сама скорее воспринимаю такие моменты как провал изначально продуманной, красиво спланированной операции под названием «Мозговой штурм».

— Всегда есть ощущение, что вы глубоко погружены в материал. А ведь ваши программы представляют столь разные сферы...

— Здесь я нахожусь в уникальной ситуации, которая редко бывает дана ведущим. Дело в том, что я еще являюсь автором рубрики «Популярная наука», которая выходит два раза в неделю на утреннем канале «Настроение» телеканала «ТВ-Центр». Поэтому я сама, как обычный корреспондент, еженедельно езжу по институтам, проверяю на себе новые методики, присутствую на операциях и т.д. А то, что ты видишь своими глазами, нельзя сравнить ни с какой, даже самой проверенной информацией, исходящей от других людей. Два дня назад я стояла рядом с Сергеем Владимировичем Готье — нашим трансплантологом № 1, который делал пересадку сегмента печени от матери годовалому ребенку. Мы ушли спустя пять часов, а для хирургов это была ровно половина пути до окончания операции. Но и наши пять часов — немало, не правда ли? А теперь представьте, что вы сами снимаете пять часов подряд. Представьте себе каждую минуту этого времени. Вы видите бесконечно сгорбленных людей над открытой раной. Некоторые из хирургов опираются на такие специальные железные «костыли», чтобы им было легче держаться. Конечно, есть огромная разница между тем, чтобы просто видеть, и тем, чтобы делать самому, как это делают хирурги. Но только так (и в этом я абсолютно уверена) можно действительно погрузиться в материал.

— Что вообще сейчас происходит с наукой на ТВ?

— С наукой на телевидении происходит то же самое, что и со здоровой пищей на улицах нашего города. Не хочешь фастфуда — будешь долго ходить, искать, а когда найдешь — сомневаться в качестве ингредиентов. Конечно, можно ходить в «Макдоналдс» и есть там салат. Вот именно так мы себя («Мозговой штурм») в нашем телевизионном потоке и ощущаем. То есть мы ощущаем себя изгоями. Кругом пахнет картошкой фри, а мы все пытаемся посчитать в еде витамины и минералы.

Но при этом — именно по причине распространенности в телевизионном эфире фастфуда — в общем-то неважно, какие программы о науке выходят, главное, чтобы они были. Сейчас не может быть между нами (российскими телевизионными программами о науке) никакого соревнования и взаимной критики. Поэтому я рада абсолютно всем журналистам, которые пытаются работать на нашем поле. Сама нередко смотрю программу «Academia» на «Культуре» — прекрасный проект.

Кстати, у существования такого нужного нашей стране канала, как «Культура», есть и оборотная сторона. Оно дало право телевизионным менеджерам сделать остальные каналы «бескультурными». Только заикнешься о приглашении в студию какого-то глубокого человека — сразу «нет, это прерогатива «Культуры», пусть идет туда». А ведь есть не только квартиры, но и целые регионы, в которых вообще не включают этот телеканал! Отсюда целое поколение молодых людей, которые даже не догадываются о существовании у нас в стране, например, Академии наук.

— Какие темы в планах?

— 9 сентября выйдет программа «Будущее РАН». На глазах у зрителей развернется очень напряженный разговор ведущих ученых нашей страны, среди которых настоящие титаны: нобелевский лауреат по физике, академик РАН, вице-президент РАН Жорес Алферов и академик РАН, член президиума РАН, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов. Не секрет, что эти люди по-разному смотрят на будущее академии. Есть в этом разговоре и страшные признания, есть в нем и слезы на глазах одного из участников, есть и момент, когда Алферов держит за плечи своего единомышленника, опасаясь, что тот бросится с кулаками на оппонента.

Также к этой программе мы подготовили два опроса, которые отражают отношение людей на улице к событиям, происходящим с РАН. Один опрос снят около метро «Университет» — там люди цитируют Лавуазье и абсолютно в курсе событий. А другой опрос — около Белорусского вокзала: это то, о чем я говорила. Там люди в принципе не знают о существовании академии, а один человек на вопрос: «Что такое РАН?» — отвечает: «Беги». То есть переводит это слово с английского языка. Символично, не правда ли?

А на октябрь запланирован выход книги «Мозговой штурм. Избранные дискуссии». Это полный вариант записанных бесед, который в три раза больше того, что идет в эфир.

— Вы лично следите за судьбой РАН?

— Мои родители всю жизнь проработали в Российской академии наук — конечно, меня волнует ее судьба. Новейшая история РАН напоминает мне судьбу пленника. Полную сил и идей академию пленили в 90-е годы, потом десятилетиями не кормили, не давали развиваться. Так постепенно истощались ее силы, люди старели, оборудование ржавело, надежд на освобождение оставалось все меньше...

И вот сейчас наступил принципиальный момент: пленника толкают носком сапога и смотрят — жив он еще или уже можно забрать ту истлевшую одежду, которая на него надета? Понятно, что если силы у пленника еще остались, он должен начать кричать и сопротивляться. И я верю в это сопротивление. Потому что в России — даже несмотря на предыдущий голодный для науки период — живые ученые остались. Более того, остались одни оптимисты.

Наше досье

Анна Урманцева

родилась в Москве, в семье ученых. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Работала на каналах РТР, «Культура», С 2007 года — на «ТВ-Центре». Вела рубрику «Без настроения» в утренней программе «Настроение», в настоящий момент ведет рубрику «Популярная наука». С марта 2012 года — автор, руководитель и ведущая цикла «Мозговой штурм».

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9538
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7236
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?