В ходе латиноамериканского турне глава «Роснефти» Игорь Сечин посетил Венесуэлу и Кубу, где провел переговоры с первыми лицами государств и руководителями нефтяных компаний.
Венесуэла давно является одним из ключевых партнеров «Роснефти». Сотрудничество в нефтяной сфере — стержень российско-венесуэльских отношений еще со времен Уго Чавеса, которому удалось выстроить весьма тесные партнерские связи с Игорем Сечиным, когда нынешний глава «Роснефти» находился на государственной службе. И неудивительно, что в ходе визита Сечина принимал президент страны Николас Мадуро, а встреча проходила в 62-ю годовщину со дня рождения Чавеса. Ранее руководитель российской нефтяной компании увиделся с семьей бывшего президента, который, как он не раз заявлял, был его хорошим другом. По заказу «Роснефти» в Сабанете, родном городе Чавеса, была установлена скульптурная композиция, увековечившая его память.
Безусловно, наследие команданте — и участники встречи подчеркивали это — является важным фактором дальнейшего сближения Москвы и Каракаса. Несмотря на турбулентность в мировой экономике, российско-венесуэльские отношения переходят на уровень стратегического партнерства. На переговорах Игорь Сечин отметил, что кризисные явления в глобальной энергетической отрасли предоставляют уникальную возможность для расширения сотрудничества «Роснефти» с ее давним партнером — венесуэльской госкомпанией PDVSA, которое может оказать значительный эффект на балансировку мировых рынков нефти. Глава PDVSA Эулохио дель Пино поддержал предложение Сечина, заявив, что отсутствие дееспособных регуляторных механизмов в современной нефтяной отрасли является существенным негативным фактором для мировой экономики. Два столь крупных производителя углеводородов, как «Роснефть» и PDVSA, по мнению дель Пино, должны действовать совместно с целью обеспечения интересов всей отрасли.
Венесуэла обладает 18% мировых запасов, с большим отрывом занимая по ним первое место мире (300,9 млрд баррелей, по данным BP за 2015 год). Однако в условиях избытка предложения на мировом рынке ее тяжелая нефть является далеко не самым выгодным продуктом, за который геополитические противники России практически точно не будут вести борьбу. На общеамериканском рынке она конкурирует с бразильской и североамериканской, которой тоже в избытке. Все это кровно заинтересовывает в продолжении и углублении сотрудничества с Россией любые власти Венесуэлы. Альтернативой является падение добычи и рост социально-политической напряженности.
Добыча и трейдинг
В ходе визита Игоря Сечина «Роснефть» и PDVSA в присутствии Николаса Мадуро подписали в Каракасе ряд документов, направленных на расширение стратегического сотрудничества между компаниями. В том числе был заключен договор о проведении технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта разработки и эксплуатации блоков Патао, Мехильонес и Рио Карибе на шельфе Венесуэлы. Документ подписан в продолжение ранее достигнутых договоренностей о создании совместного предприятия (СП) для работ на месторождениях шельфа. Технико-экономическое обоснование позволит определить оптимальную схему реализации проекта по разведке и добыче газа, рассмотреть возможные варианты монетизации углеводородов. Результаты исследования, которое планируется завершить в первом полугодии 2017 года, будут направлены в профильное Министерство народной власти по вопросам нефти Венесуэлы для определения потенциальных налоговых льгот и условий коммерциализации ресурсов. Стороны ожидают, что объем добычи газа составит около 9 млрд куб. м в год.
На данный момент «Роснефть» совместно с PDVSA успешно реализует пять проектов разведки и добычи на территории Венесуэлы. Три из них уже в стадии добычи: «Петромонагас» (доля «Роснефти» — 40%); «Петропериха» (доля «Роснефти» — 40%); «Бокерон» (доля «Роснефти» — 26,67%). Совместный проект «Петромиранда» (доля «Роснефти» — 32%) находится в стадии опытно-промышленной разработки, а в рамках СП «Петровиктория» (доля «Роснефти» — 40%) компании проводят геологоразведку. Начальные геологические запасы нефти всех перечисленных проектов превышают 20,5 млрд тонн.
На встрече в Каракасе «Роснефть» и PDVSA договорились также о встречных поставках нефти и нефтепродуктов. Компании подписали ключевые условия соответствующих контрактов. «Роснефть» будет поставлять нефть и нефтепродукты в обмен на венесуэльскую нефть и нефтепродукты PDVSA. «Роснефть», договорившись с Венесуэлой, рассчитывает усилить свое присутствие на мировых рынках нефти и нефтепродуктов и получить дополнительный заработок от трейдинговых операций, говорится в сообщении компании. PDVSA договоренности позволят получить необходимые нефтепродукты и нефть, а также откроют дополнительный канал эффективной реализации собственных углеводородов на международных рынках.
На основании ключевых условий будут подписаны необходимые юридически обязывающие документы. Стороны ожидают, что поставки начнутся в 2016 году. Реализация условий документа укрепит сотрудничество компаний в сфере трейдинга в развитие соглашений, заключенных в 2014 и 2015 годах.
Еще раз напомним: в Венесуэле месторождения тяжелой нефти. В прошлом году страна добывала 2,6 млн баррелей в сутки (около 135 млн тонн в год), большая часть нефти экспортировалась, в том числе около трети — в США. Импортирует Венесуэла легкую нефть: ее подмешивают к тяжелым сортам для облегчения переработки. В 2015 году страна ввозила около 40 000 баррелей в сутки — в основном из России, Анголы и Нигерии, сообщало агентство Reuters. Но в феврале после отмены 40-летнего эмбарго на экспорт американской нефти Венесуэла начала покупать сырье в США, писало агентство со ссылкой на источники. По данным Reuters, в феврале Венесуэла купила партию WTI в 550 000 баррелей.
«Роснефть» и PDVSA активно сотрудничают в сфере поставок нефти и нефтепродуктов. Первый долгосрочный экспортный контракт между ними был подписан в рамках Петербургского международного экономического форума в мае 2014 года. Второй контракт на поставку нефти и нефтепродуктов был подписан в ноябре 2014 года. В июне 2015 года компании подписали соглашения об основных условиях поставок российской нефти Urals на венесуэльские НПЗ.
«Что же касается закупаемой венесуэльской нефти, «Роснефть» может экспортировать ее в США, где часть заводов строилась до сланцевой революции под тяжелую нефть», — заявил «Ведомостям» аналитик Small Letters Виталий Крюков. На тяжелой нефти работают некоторые заводы в Европе — например НПЗ «Роснефти» и BP в Германии (Ruhr Oel, прежде партнером BP в этом СП была PDVSA).
Новые перспективы
В ходе визита Игоря Сечина «Роснефть», PDVSA и «Интер РАО — Экспорт» обсудили возможные варианты сотрудничества в области развития электроэнергетики. Рассматривается возможность строительства электрогенерирующих мощностей, работающих на нефтяном коксе, газе, угле, а также использования гидропотенциала. Это позволит заменить существующие в Венесуэле электростанции, работающие на дизельном топливе, и направить освободившиеся объемы нефтепродуктов для реализации на рынке. Значительный объем производимых в стране углеводородов открывает широкие перспективы использования и монетизации побочных продуктов нефтегазодобычи. В частности, «Роснефть» и PDVSA обсудили перспективы перевода дизельных электростанций Венесуэлы на ПНГ и газ.
Кроме того, «Роснефть» и PDVSA подписали соглашение, которое предусматривает реализацию совместного проекта по обучению граждан Венесуэлы в российских вузах — партнерах «Роснефти». По условиям соглашения «Роснефть» окажет содействие PDVSA в обучении венесуэльских специалистов в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина. Венесуэльцы начнут обучение с сентября 2017 года по трем ключевым направлениям нефтегазовой индустрии: разведка и добыча, переработка и улучшение качества нефти, транспорт и логистика.
После подписания совместных документов Игорь Сечин заявил: «Развитие сотрудничества в газовой сфере — новый важный элемент партнерства Роснефти и PDVSA. Значительный ресурсный потенциал шельфовых месторождений и их выгодное географическое положение позволит компаниям эффективно монетизировать углеводороды путем поставок СПГ, в том числе на премиальные рынки АТР, которые на данный момент стороны рассматривают в качестве приоритетного направления маркетинга продукции. Мы рады прогрессу сотрудничества в сфере трейдинга. Достигнутые результаты позволяют нам эффективно реализовывать продукцию на высокомаржинальных рынках, при этом обеспечивая стабильные и прозрачные финансовые потоки для операционной деятельности наших совместных предприятий в Венесуэле. Наши совместные инициативы в области использования ПНГ и газа для нужд электроэнергетики открывают новые перспективы повышения экономической эффективности СП «Роснефти» и PDVSA».
Сечин и Мадуро отметили важность перехода к практической стадии реализации проекта по добыче газа на шельфе Венесуэлы, достижение новых договоренностей в области трейдинга нефтью и нефтепродуктами и совместные инициативы компаний в области монетизации побочных продуктов нефтегазодобычи. Они обсудили также развитие сотрудничества «Роснефти» и PDVSA в области операционной деятельности гринфилдов (СП «Петромиранда» и СП «Петровиктория»), в сфере нефтесервисных услуг, а также потенциальное участие PDVSA в международных проектах «Роснефти».
Из Каракаса глава «Роснефти» перебрался на Кубу, где провел встречу с заместителем председателя Совета министров страны Рикардо Кабрисасом Руисом. На встрече также присутствовали министр энергетики и горнорудной промышленности республики Куба Альфредо Лопес и генеральный директор кубинской Union Cuba Petrolio (CUPET) Хуан Торрес Наранхо. Стороны обсудили ход реализации совместных проектов «Роснефти» и CUPET, в том числе в области увеличения нефтеотдачи на зрелых месторождениях Кубы. Еще в июле 2014 года во время визита Владимира Путина на Кубу компании подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает совместную работу по комплексному изучению условий разработки и эксплуатации месторождений и скважин на территории Кубы для определения возможности оптимизации процессов добычи нефти, повышения эффективности эксплуатации фонда скважин и выполнения геолого-технических мероприятий, нацеленных на повышение нефтеотдачи пласта.
Стратегический проект
В России некоторые эксперты критикуют компании, работающие в Латинской Америке, и в первую очередь, разумеется, в Венесуэле. Причем с одной стороны они уверяют, что в случае смены власти будут аннулированы все соглашения с российскими партнерами, а с другой — настаивают, что совместные проекты с Каракасом приносят сплошные убытки. И не совсем понятно, что для них разрыв с Венесуэлой — возможность избавиться от якобы убыточных проектов или геополитическая катастрофа, которая грозит России потерей позиций в регионе и прибылей от тех же самых проектов.
Заинтересованные в изгнании России из Латинской Америки силы настойчиво акцентируют внимание на текущей невыгодности российской добычи в Венесуэле. Однако в этом проявляется принципиальное отличие государственных компаний от частных: частные российские компании, вынужденные в силу структуры управления ориентироваться на сиюминутные показатели, вышли из этих проектов, уступив их «Роснефти», имеющей возможность работать на стратегическую перспективу, в которой резкое падение инвестиций в нефтедобычу приведет к восстановлению цен. У частников, к сожалению, инвестиционные проекты, не приносящие мгновенную прибыль, не вызывают интерес. Именно на основе этой логики проходила деиндустриализация России в 90-е годы. «Меня не интересуют инвестпроекты сроком более двух лет, — заявлял в свое время Михаил Ходорковский и затем добавлял: — А если честно, не более одного года».
Добыча нефти в Венесуэле стоит в одном ряду с освоением арктического шельфа — это долгосрочные стратегические проекты. И неудивительно, что ключевую роль в них играет «Роснефть».
При этом стоит отметить, что даже потенциальная смена политической ориентации вряд ли изменит структуру коммерческих интересов Венесуэлы. Да, если нынешняя оппозиция придет к власти, она свернет братскую помощь Кубе нефтепродуктами, отказавшись от такой же братской помощи в деле развития образования, здравоохранения и инфраструктуры. Однако отношения с Россией, несмотря на все заверения, строятся прежде всего на коммерческой основе — и потому представляются достаточно прочными.
Стремление выдавить Россию из Венесуэлы вполне естественно: с 1823 года США провозгласили Западное полушарие сферой своих исключительных национальных интересов. Им в целом удавалось отстоять гегемонию в этом регионе, будь то во время испано-американской войны, карибского кризиса или «грязных войн» в Центральной Америке. Это стремление не пускать чужаков на свой задний двор порождает всплески информационной войны, с восторгом поддерживаемые мировыми «фабриками новостей». Так, полгода назад все ведущие СМИ, включая таких монстров, как Bloomberg и Би-би-си, резво распространяли высосанное из пальца сообщение об «эвакуации» семей сотрудников «Роснефти» из Венесуэлы после победы правых на парламентских выборах. В то время как, по данным российского посла, речь шла не более чем о сезонном отъезде людей домой на новогодние праздники.
В современном глобальном кризисе Россия стремится осознать свои национальные интересы и реализовать внешнеполитические проекты, которые упрочат ее позиции в мире. Навязанная нам провинциализация сознания, характерная для катастрофических 90-х, все более уверенно уходит в прошлое. Россия вновь ведет себя как глобальная держава и не опасается решительных шагов, связанных с диверсификацией экономики и достижением стратегических, а не краткосрочных целей. В последнее время ставший модным «поворот на Восток» практически вытеснил из общественного сознания другие направления. Однако неотъемлемой частью внешнеполитической стратегии России было и остается возвращение в Латинскую Америку, одной из ключевых стран которой по вполне объективным причинам остается Венесуэла.