За окном -26 и заснеженные поля. Солнце слепит, отражаясь от ровной корки снега. Над головой - голубая синь. Впереди – дорога. Черная, зернистая, вычищенная от обочины и до обочины. Время от времени на пути попадаются грейдеры, которые до идеала доводят и так совершенную ровную трассу. Под колесами ни грамма льда. Дорога стелется выверенной лентой и стремится за горизонт.
«Глобальная проблема российских дорог не в отсутствии денег, хотя их всегда не хватает, а в отсутствии должного присмотра. Если за трассой следить и вовремя подмечать, то все ее болезни можно предотвратить», - говорит директор Лодейнопольского дорожного ремонтно-строительного управления Виктор Федоров.
В Ленинградской области дороги обслуживает 17 ДРСУ и ДРЭУ. Из них большая часть предприятий – убыточны. И лишь несколько организаций ведут свою хозяйственную деятельность с прибылью.
На сегодняшний день Лодейнопольское ДРСУ обслуживает тысячу километров дорог одних из самых крупных районов Ленинградской области – Подпорожского и Лодейнопольского. За 300 километров от Петербурга находится одно из самых прибыльных госпредприятий Ленобласти. По данным Kartoteka.ru, выручка компании за 2016 год составила 564 миллиона 229 тысяч рублей с прибылью более 62 миллионов рублей – это лучший показатель среди всех ДРСУ Ленинградской области.
«Смысл любой деятельности в том, чтобы ее развивать и улучшать – иначе, зачем все? Мы взяли два миллиардных контракта на обслуживание федеральных и региональных дорог. Это здорово подняло планку нашего профессионализма, рабочей дисциплины и, в целом, подхода к деятельности и мотивации рабочих. А новые финансовые возможности позволили купить технику и оптимизировать процесс», - поясняет Федоров.
По его словам, только за последний год парк техники был обновлен почти наполовину. Деньги вкладываются в развитие ремблоков, где даже нужные детали вытачивают сами, обновление помещений для сотрудников, базы ДРСУ, паромной переправы, собственного асфальтового завода, лабораторию качества асфальта и другие необходимые для развития сферы – тот же карьер по производству щебня и песка.
Фото: Труд.ру
Дорожная лаборатория ДРСУ. Оценка качества песко-соляной смеси. Фото: Труд.ру.
«Потребности нашего завода мы перекрываем полностью. Да, мы производим качественный асфальт, и его хватает для содержания местных трасс. Качество подтверждается сертификатами соответствия. Сейчас, конечно, нельзя увидеть процесс производства – каждую зиму мы готовим завод к летней работе. Объект проходит ежегодную профилактику, чтобы летом выполнить обязательства перед заказчиками в полном объеме, без срывов производства», - поясняет руководитель предприятия.
На улице -16. Ярко-желтый асфальтовый завод ярким пятном светится на фоне голубого неба. Рабочие в оранжевых жилетах осматривают ленту, рядом из-под сварки летит сноп искр. Давно забытая современностью формула культуры производства ярко видна и здесь: инструменты аккуратно сложены, на снегу ни капли масла, площадка расчищена, работа ведется методично без напряжения.
Асфальтовый завод в Лодейнопольском районе Ленобласти. Фото: Труд.ру.
Асфальтовый звод в Лодейнопольском районе Ленобласти. Фото: Труд.ру.
Асфальтовый звод в Лодейнопольском районе Ленобласти. Фото: Труд.ру.
«Я сначала сварщиком работал на других предприятиях. Ушел. Где-то не платили, где-то с начальством не сработался. Здесь повезло. Я вообще люблю свое дело, а здесь сложность прогрессирует. И скучать некогда. Дело даже не в зарплате. Интерес есть. Это важно», - говорит один из рабочих и замолкает, когда рядом проходит руководитель.
Фото: Труд.ру
Следующая остановка – паромная переправа в поселке Вознесенье Подпорожского района. Паром «Аркадий Филатов» соединяет берега реки Свирь на дороге «Петрозаводск – Ошта». На берегу машины и жители на велосипедах. Здесь чуть теплее - -9, но в этом месте Свирь не замерзает. Паром работает круглогодично.
«Помимо этого парома, у нас есть запасной – вон он, чуть дальше стоит. Проезд для жителей бесплатный, для машин и техники свои тарифы. Проблем с переправой практически нет, как и со всем, где есть наблюдение и своевременный уход. У нас с этим сложностей нет», - поясняет заместитель директора Андрей Матросов.
Паром через Свирь. Фото: Труд.ру
Паром через Свирь. Фото: Труд.ру
По его словам, с жесткой дисциплиной на объектах и рабочими условиями справляются не все. «У нас все просто: ты пришел работать? Пожалуйста. Ничего не делать не выйдет. Если происходят авралы, как в этом году со снегопадом. Выходят все. Никто не жалуется – просто делают свою работу и все. Погоду не отменить. А дороги – это, можно сказать, наше лицо. Я бы точно не хотел, чтобы оно было грязным», - улыбается Матросов.
И продолжает: «Бывало и так, что рабочие за три дня увольнялись. Объем большой, спрос жесткий. Приходили и говорили: «У вас чтоб работать - гореть надо, а я так не могу уже».
И верно: трассы в месте, где деревьев намного больше, чем людей, искренне удивляют своей чистотой, отсутствием снежных или ледяных накатов. Выбоины тут же устраняются – температура асфальта соответствует всем необходимым стандартам. В центре Питера дороги намного хуже, чем здесь. Каждое утро иду и чертыхаюсь. Здесь же что идти, что ехать - одно удовольствие.
«Мы обслуживаем трассы. Не ремонтируем их. Но президент правильно сказал, мол, федеральные дороги в порядок привели, пора заняться региональными. У нас в России ремонт же часто делают как? Два слоя асфальта вкатали, хорошо, если мастикой по краям заделали и пусть живет. Никакая трасса не выдержит, существуя только на косметическом ремонте. Основание с возрастанием нагрузки на трассу разрушается. И если вовремя не откапиталить, то трещинами и ямами пойдет весь отрезок. А ремонт этого объема работ обойдется гораздо дороже», - поясняет директор дорожной организации Виктор Федоров.
Он возглавляет ДРСУ последние 30 лет, не почивая на лаврах, постоянно движется в развитии вперед. Отдыхать некогда. Сегодня зима, завтра снег сойдет и найдется новая работа, за ней лето в дорожных хлопотах и подготовке к зиме, а там осень и до снега рукой подать.
Фото: Труд.ру
«У нас случай был. Грейдер не рассчитал и в рабочем усердии колесом ушел в обочину. Никак не выехать. Мимо ехала фура из Мурманска. Водитель вытащил машину и сказал, что это – благодарность за идеальное состояние дорог. Так бы мимо проехал. Денег не взял да еще и спасибо сказал напоследок. Вот это – настоящая оценка нашей работы», - говорит Федоров.
По итогам 2017 года Лодейнопольское ДРСУ стало победителем всероссийского конкурса в номинации «Лучшие дороги России».
Согласно планам реформы комитета по дорожному хозяйству Ленобласти, в рамках реорганизации к Лодейнопольскому ДРСУ присоединят еще два – Бокситогорское, у которого есть потенциал развития, и Тихвинское, у которого многие миллионы накопленных долгов. Руководство не скрывает – будет сложно, грустно, местами больно, но вытащат. Благо, опыт есть.
Фото: Труд.ру
«Вы знаете, он из тех, настоящих руководителей времен СССР. Встал и ни шагу назад. Принципы, верность, офицерская честь. Он никогда не будет договариваться. Работать – да. Договариваться – нет. И мы к нему такие же подобрались – если делать, то идти только вперед, не сворачивая», - прямо смотрит в глаза замдиректора Андрей Матросов.
В последнее время успешное и по российским меркам Лодейнопольское ДРСУ терзают многочисленными проверками. И если кипы бумаг уходят в ведомства на самые разные запросы, а они не исчезают, то вывод напрашивается сам собой: кого-то заинтересовало предприятие полного цикла, которое 30 лет работает без сбоя, обеспечивая рабочими местами более 200 человек и только наращивая потенциал.