Это была счастливая идея. Однажды кинокритик и начинающий продюсер Вячеслав Шмыров задался вопросом: почему отечественное кино успешно кочует по разнообразным фестивальным экранам — от Сочи и Анапы до Канн и Венеции, а в столице увидеть новую российскую картину весьма проблематично.
Этот вопрос Шмыров задал не только самому себе, но и руководителям нашего кино, ответственным лицам в московском правительстве, журналистам. Говорят, капля камень точит. В итоге при неукротимой энергии продюсера и при поддержке вышеназванных влиятельных структур родился фестиваль «Московская премьера», который нынче прошел уже в
Киносмотр, замышлявшийся поначалу как локальное мероприятие в Доме кино, к сегодняшнему дню вовлек в свою орбиту кинотеатры «Эльдар», «Художественный», «Киноцентр», сеть детских кинозалов. Всего в рамках нынешнего фестиваля, ставшего красочным финальным аккордом празднования Дня города, было показано более 80 игровых, документальных, анимационных фильмов. И если кто-то по-прежнему считает, что наше кино никто смотреть не хочет, то этому скептику надо было прийти, скажем, на праздник чествования Маргариты Тереховой в связи с ее юбилеем или на киновечер по случаю
В итоге московским зрителям больше всего понравился фильм питерского режиссера Виталия Мельникова «Поклонница», рассказывающий историю любви писателя Чехова и его почитательницы, молодой поэтессы Лидии Авиловой. Всего на 1% голосов меньше набрал фильм «Дочь» в постановке Александра Касаткина и Натальи Назаровой. Зато общественное жюри, в которое входили такие разные люди, как политик Сергей Миронов, кардиохирург Ренат Акчурин, космонавт Максим Сураев, телеведущая Елена Малышева, присудили не только Гран-при «Дочери», но и приз за лучшее исполнение женской роли актрисе Марии Смольниковой. «Поклонницу» жюри, впрочем, тоже не забыло: сыгравший Чехова Кирилл Пирогов получил приз за лучшее исполнение мужской роли.
Поскольку фестиваль был юбилейным, организаторы «Московской премьеры» попросили зрителей также назвать лучший фильм десятилетия. Им стал «Остров» Павла Лунгина. Второе и третье места заняли «Одна война» Веры Глаголевой и «Артистка» Станислава Говорухина. Аналогичный опрос проводился и среди киножурналистов, аккредитованных на фестивале. Они посчитали лучшим фильмом последних 10 лет «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Что ж, зрители и критики в своих предпочтениях по-прежнему страшно далеки друг от друга.