Вчера в Витебске началась работа над картиной о всемирно известном художнике Марке Шагале. Сценарист и режиссер фильма Александр Митта принципиально отказался давать развернутые комментарии по этому поводу: по его словам, окончательно не урегулирован вопрос с финансированием, и ему, возможно, от нескольких важных сцен придется отказаться. Но обозревателю «Труда» накануне отъезда творческой группы из Москвы удалось получить информацию об этом интереснейшем проекте.
Александр Митта шел к фильму не одно десятилетие. Мир живописи, художественной богемы — не чужая для него стихия. Инженер-строитель по первому образованию, Митта был учеником выдающегося архитектора и художника Константина Мельникова. Он и сам мечтал стать живописцем, много рисовал в студенческие годы, потом это занятие стало для него не хобби, а хлебом — Митта несколько лет работал графиком-карикатуристом в газетах и журналах.
Окончив ВГИК и став известным режиссером, Александр Наумович со своим увлечением не завязал. Он до сих пор рисует каждую свободную и даже несвободную минуту. У меня, в частности, хранится несколько ярких, самобытных набросков простой шариковой ручкой, которые Александр Наумович сделал во время наших совместных киношных посиделок, а затем подарил по широте натуры.
Ясно, что увлеченность живописью рано или поздно должна была вылиться в фильм, посвященный этой прихотливой музе. Так постепенно выкристаллизовался замысел ленты о Шагале — одной из самых знаменитых персон в мире искусства. Но Митта решил рассказать не о парадной и широко описанной стороне жизни великого художника, умершего в Париже в достатке и славе в 97 лет. Для своей ленты он выбрал малоизвестный, витебский период жизни Шагала, когда живописец делал в искусстве первые принципиальные шаги: организовал в родном городе художественную школу и музей, в котором была собрана лучшая на тот момент коллекция русского авангарда. Для преподавания в школе он пригласил в относительно сытый Витебск умиравшего в Питере от голода автора «Черного квадрата» Казимира Малевича. История их дружбы, постепенно переросшей в творческое соперничество, а затем в ярую вражду, и станет сюжетным стержнем фильма.
— В сущности, — рассказал Александр Митта обозревателю «Труда» по телефону перед самым отъездом в Витебск, — это будет фильм о столкновении двух противоположных позиций и взглядов на искусство. Шагал был поэтом, романтиком, у которого, по словам Пикассо, во время рисования в голове пели ангелы. Малевич был жестким, волевым прагматиком, который во что бы ни стало хотел утвердить новый творческий метод — супрематизм. И он этого добился — пусть и ценой разрушенной дружбы с Шагалом, ценой рейдерского, как бы мы сказали сегодня, захвата его школы. В своем фильме я не хочу принимать сторону одного из них — они оба великие художники, проложившие новые пути в искусстве ХХ века.
Но фильм «Миракль о Шагале» (прежнее название «Комиссар Шагал и гражданин Малевич» было отвергнуто Фондом Шагала, без разрешения которого нельзя упоминать имя художника) не будет, разумеется, искусствоведческим изысканием. В нем найдется место и юмору, и мелодраматической любовной линии с участием жены Шагала Беллы. Ведь Митта как раз и славится тем, что умеет сочетать глубину авторского высказывания с увлекательностью.
Марка Шагала, открыл мне секрет Митта, сыграет харизматичный молодой актер Леонид Бичевин, известный по фильмам «Груз-200», «Морфий», «Рябиновый вальс». Образ Казимира Малевича воплотит популярный актер, ведущий артист МХТ имени Чехова Анатолий Белый, хотя первоначально на эту роль планировался Сергей Маковецкий, внешне очень похожий на Малевича. Но Малевичу в 1919 году, когда происходит действие фильма, было 40 лет, и
Весь сентябрь фильм будет сниматься в Витебске. Город, по словам режиссера, был основательно разрушен в годы войны, но несколько старых зданий в историческом центре сохранилось. Они обязательно попадут в объектив камеры, равно как и дом-музей Шагала на Покровской улице. Кроме того, будут построены декорации, в том числе «квартал еврейской бедноты», куда свезут деревянные дома со всей округи.
Премьера фильма, рассчитывает режиссер, состоится тоже в Витебске. Но уже в будущем году.