На традиционное телевизионное межсезонье наложились финансовые трудности. И всегда-то летом премьер мало было, а тут вообще кот наплакал. Скукотища! Да еще неизвестно, что осенью будет. Раньше телевизионщики отмахивались: сезон отпусков же — нечего у ящика сидеть! Купайтесь в море, редиску собирайте на даче. Ну а уж долгими осенними вечерами нам будет чем вас порадовать. В этом году подобные обещания звучат без прежней самодовольной уверенности.
Если уж даже Константин Эрнст, всегда взвешивающий свои слова, сказал, что следующий сезон вряд ли будет выдающимся и что, как и летом, нас ждут повторы, а если премьеры и будут, то «экономкласса»... И тем не менее что-то на ТВ происходит. Его по-прежнему любят, ему доверяют, о чем и свидетельствуют социологи. Впрочем, далеко не все так однозначно.
В конце мая фонд «Общественное мнение» опросил по телефону тысячу жителей российских городов и сел об их отношении к телевидению в самых разных аспектах. И вот какая противоречивая картина нарисовалась.
На вопрос о том, из каких источников респонденты чаще всего узнают новости или информацию, 17% отметили, что из форумов в социальных сетях, 20% — из передач по радио, 23% — из разговоров с родственниками и друзьями, 25% — из печатных СМИ, 35% — с новостных интернет-сайтов, а по телевидению — 88%! (Чтобы было понятно: здесь и далее респонденты давали ответ на все предложенные варианты, а не выбирали один из них.)
При этом по степени доверия к информации телевидение также опережает все прочие источники — ему доверяют 53% россиян. Далее с большим отрывом следуют новостные сайты (18%) и печатные СМИ (10%).
В этом нет ничего нового. Сколько бы ни говорили о конкуренции интернета и ТВ в плане получения новостей, абсолютно все опросы показывают, что телевидение — вне конкуренции.
Но вот интересно... Если бы был задан еще и вопрос «Какую информационную передачу на ТВ вы предпочитаете?», то какое бы место заняли «Вести недели» с Дмитрием Киселевым? Тем самым Киселевым, который, получая за нее телевизионную премию ТЭФИ в номинации «Лучшая информационная программа», в благодарственной речи пояснил, что то, чем он занимается, по большому счету информацией не является.
Но поехали дальше. Вопрос: «Какая информация вызывает у вас наибольший интерес, сообщения на какие темы вы смотрите, слушаете, читаете особенно внимательно?» Ответ: политика в России — 38%, международные отношения — 36%, социальные проблемы (здравоохранение, образование) — 32%, семья, дети, дом — 32%, деятельность российских властей — 31%. Спорт оказался на 8-м месте (22%), культура — на 9-м (21%). Что любопытно, последнее, 15-е место заняла категория «Шоу-бизнес и жизнь знаменитостей» (11%). Что-то тут не очень понятно. Одно из двух. Или респонденты покривили душой, решив предстать перед неведомыми социологами, по случайной выборке набравшими их номера, этакими правильными гражданами, которые придерживаются принципа «жила бы страна родная, и нету других забот». Или каторжный труд Андрея Малахова, Бориса Корчевникова и иже с ними, упорно притаскивающих в студию попсу и киноартистов, пропадает втуне.
К первому «или» склоняют ответы на следующий вопрос: «Какие три самые важные задачи должно выполнять телевидение в первую очередь?» Тут из 13 возможных вариантов, понятно, надо было выбрать три. Итак. Оно должно помогать ориентироваться в текущих событиях в нашей стране — так считают 47% опрошенных. Должно расширять кругозор, развивать умственно — 30%. Просто обязано предоставить возможность отдохнуть, расслабиться, полагают 29%. Последнее место (7%) заняло предположение, что телевидение «должно помогать узнавать о людях, с которых можно брать пример». А поскольку к таковым людям можно отнести и всенародных кумиров из мира шоу-бизнеса, то получается, что не так уж безраздельно они и царствуют в наших душах. С другой стороны, почему бы не брать пример с депутатов? Все-таки народные избранники и радетели. Ладно, не будем голову ломать, тут сам черт ногу сломит.
Следующий вопрос: «Какие программы вы чаще всего смотрите?» Перечислим все по убыванию популярности: новости, художественные фильмы, развлекательные программы, телесериалы, спортивные программы, концерты и театральные постановки, документальные фильмы, общественно-политические программы, авторские программы, образовательные программы, ток-шоу, интеллектуальные игры.
Любопытно сравнить ответы на следующие два вопроса: «Каких программ не хватает нашему ТВ?» и «Каких программ на нашем ТВ слишком много?». Что любопытно, лидером в первом вопросе с большим отрывом оказался ответ «всех программ достаточно» (44%). А во втором — «нет таких программ» (30%). То есть по большому счету зрителя устраивает наше ТВ в его нынешнем виде.
Ну а теперь топ-5 в каждом вопросе. «Слишком мало»: образовательных программ (14%), художественных фильмов (9%), документальных фильмов (8%), спортивных программ (4%), интеллектуальных игр (4%). Замыкают список ток-шоу и телесериалы. А вот топ-5 в категории «слишком много»: ток-шоу (26%), телесериалы (14%), развлекательные программы (8%), общественно-политические программы (6%), новости (3%). В самом конце — художественные фильмы и образовательные программы с 1%.
Как можно на основании этих цифр охарактеризовать нашего зрителя? Перефразируя знаменитую цитату, скажем так: люди как люди, только политизированность их испортила.