30 октября в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера фильма «Синдром Петрушки», снятого по мотивам одноименного романа Дины Рубиной. Режиссером выступила Елена Хазанова, в главных ролях снялись Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Журналист «Труда» оценил обаяние этой неспешно раскручивающейся истории о вырождении живой любви в преклонение перед фетишем, но счел, что тема заслуживала гораздо более драматичного повествования.
Представлять картину на сцене московского кинотеатра вместе с режиссером приехали исполнители как главных, так и второстепенных ролей, продюсеры и художники. Не смогли посетить показ Мераб Нинидзе (сыгравший в фильме роль Бори) и оператор Азиз Жамбакиев, на данный момент занятый в другом проекте. Зрители не увидели и автора романа Дину Рубину. Однако она, по словам Хазановой, уже успела посмотреть фильм и осталась им весьма довольна.
Действие картины разворачивается в Санкт-Петербурге вокруг кукольника Пети (Евгений Миронов) и его жены Лизы (Чулпан Хаматова). С детства они были всегда вместе и не представляют жизни друг без друга. Но обстоятельства складываются так, что Лиза попадает в психиатрическую клинику, и тогда Петя находит замену супруге — созданную им куклу Элис, точную копию своей жены. Со временем Лиза все сильнее убеждается в том, что кукла представляет для Пети куда больший интерес, чем ее реальный прообраз: Элис он может полностью управлять и подчинить себе, чего не скажешь о ней, обладающей волей и разумом живой женщине. «Сначала он из меня делал куклу, а теперь из куклы делает меня» — весь сюжет в одной фразе главной героини.
Небанальная идея реализуется в простой, незапутанный, но прекрасно отснятый фильм. Ряд кадров из прошлого, прерывающих рассказ, раскрывают переживания и смысл поступков персонажей, при этом не затуманивая логику повествования. Приблизительно равное место отведено диалогам героев и музыкальному сопровождению, за которое, на фестивале «Кинотавр» композитор Николя Ребюсу получил приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму». Вместе с тем обилие красивых, но затянутых сцен создает впечатление пассивности и недоработки сюжета. На протяжении всего фильма не возникает ощущения напряжения или волнения, наоборот — стойко держится состояние расслабленности: то ли из-за количества музыки (немногословность героев делает атмосферу малоподвижной), то ли из-за общей цветовой палитры — серые виды города, темные улицы, неброские тона внутренней обстановки квартиры и театра. Единственный ярким пятном остается рыжая копна волос героини Хаматовой.
Необычное пристрастие главного персонажа — куклы, но их-то как раз и недостает в фильме. Несколько фрагментов с участием деревянных актеров быстро стираются из памяти, оставляя место лишь одной — Элис (хотя и она появляется нечасто). До самых титров зритель предвкушает жестокую расправу над ней со стороны Лизы. Но именно этих кадров он и не увидит: в объектив попадает только изувеченное тело куклы и страдания героя Миронова. Быть может, вся сцена и не нужна, но отдельные ее моменты не стали бы лишними и оправдали ожидания публики. Возможно, самый динамичный и эмоциональный эпизод фильма остается лишь в нашем воображении, за театральным занавесом.
Гармонично смотрится актерский состав. Молодые артисты, сыгравшие второстепенные роли, ничуть не уступали прославленным и опытным актерам. Главным исполнителям не составило большого труда найти общий язык — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова знакомы много лет и работали вместе уже не раз. Вжившийся в образ любителя кукол Миронов с развитием сюжета все сильнее выглядел одержимым своими бесценными творениями. Как и ее партнер, Хаматова прекрасно перевоплотилась в свою непростую героиню. Дополнил ансамбль Мераб Нинидзе, в роли Бори, врача Лизы и друга Пети — третье лицо, стоящее меж двух огней.
«Синдром Петрушки» выходит в прокат 5 ноября. «Еще два года назад я защищал проект в министерстве культуры. Тогда у меня дрожали коленки, — признался актер перед показом фильма, — Сейчас они тоже дрожат, ведь пришло время вынести картину на ваш суд». Как сказала Елена Хазанова, работу над проектом можно сравнить с работой целого оркестра: «Если нет одного инструмента, то ничего и не получится».