Главная Культура 00:10 02 Июля 2013 4871
Скольжение по наклонной

ММКФ год от года теряет былой престиж

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Победой фильма «Частица» в постановке Эрдема Тепегеза завершился 35-й Московский международный кинофестиваль. Это простая, ясная, горькая картина про обычную турецкую женщину (сыгравшую главную роль Жале Арикан назвали вдобавок лучшей актрисой фестиваля), которая самоотверженно тянет на своих плечах престарелую мать и больную дочь. Но, несмотря на все свои самоотверженные усилия, она не может обеспечить своему небольшому семейству хотя бы относительно достойную жизнь...

Авторы этого фильма не открывают новых путей в киноискусстве, в лучшем случае они хорошо усвоили уроки итальянского нео-реализма, румынской «новой волны», но от этого их картина не перестает быть честным, искренним, а временами пронзительным свидетельством происходящих в Турции общественных процессов. И, как ни покажется этот вывод кому-нибудь странным, но скромный фильм «Частица» про жизнь одной несчастливой семьи способен объяснить заинтересованному взгляду причины и смысл последних событий на стамбульской площади Таксим. И уже за одно это лента имела право быть замеченной и отмеченной на ММКФ.

Надо сказать, что жюри фестиваля во главе с известным иранским режиссером Мохсеном Махмальбафом проявило чудеса изобретательности и ювелирной точности, выбрав в традиционно слабом конкурсе ММКФ несколько работ, которые хоть чуть-чуть возвышались над общим серым потоком. Так, приз за лучшую режиссуру получил автор корейского фильма «Ливанские эмоции» Чон Енхен, а специальный приз жюри достался японской картине «Долина прощаний» в постановке Тацуси Оомори. Обе ленты повествуют о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины, о странностях, загадках, превратностях любви. При этом у жюри хватило вкуса проигнорировать мутный вал криминально-полицейских боевиков («Скольжение» Антона Розенберга, «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского, «Беспредел» Арчила Кавтарадзе), расхожих драм с гомосексуальными мотивами («Маттерхорн» Дидерика Эбинге, «Рози» Марселя Гислера, «Чужие воспоминания» Люсии Мурат), на которые конкурсная программа оказалась неожиданно щедра.

Излишне напоминать: конкурс — традиционно слабая составляющая ММКФ. Год за годом, в том числе и нынче, он пестрит средними, случайными названиями и фильмами, именами никому не ведомых режиссеров. Причины этой ситуации известны: все лучшие фильмы разбирают фестивали в Берлине, Каннах, Венеции, которые имеют совсем другую репутацию в мире, чем Московский международный. Оставшиеся на долю ММКФ фильмы, в том числе и премированные на нем, затем проваливаются в черную дыру забвения. Они не доходят в итоге ни до российского, ни до зарубежного проката. Кто сегодня помнит и знает, к примеру, картины «Божественный огонь», «О Саре», «Волны», «Проще простого», «Отбросы»? А ведь это победители ММКФ последних лет, во славу которых еще недавно в Москве произносились речи на сцене «Пушкинского» и тосты на пышных фестивальных банкетах:

Словно желая утопить, спрятать от придирчивого взгляда традиционные уже изъяны конкурса, устроители ММКФ с каждым годом обрушивают на головы немногочисленных зрителей все больше новых фестивальных программ. В прошлом году их было 25, на сегодняшний день их уже 30, включая такие экзотические, как «Секс, еда, культура, смерть», а общее количество показанных фильмов приближается к количеству дней в году. Но зачем фестивалю, проходящему, по сути, в одном столичном кинотеатре — к слову, в неудобно расположенном, неважно кондиционированном «Октябре» — целых 30 программ, нередко дублирующих друг друга, и аж 364 фильма? Возможно ли их посмотреть и переварить тысяче журналистов и гостей ММКФ, которые перебегают из зала в зал, создавая иллюзию бурной фестивальной жизни?

Уверен, на ММКФ нужен более качественный отбор не только конкурса, но и внеконкурсных программ. Пока же они напоминают свалку разнообразных и разнородных фильмов, где подлинно интересное и талантливое (скажем, ретроспективы Бернардо Бертолуччи, Коста Гавраса, авторская программа Петра Шепотинника «8 с половиной фильмов») опять-таки теряется в потоке случайного, мелкого, злачного. Между тем в прошлом году в качестве члена жюри международной кинопрессы мне довелось побывать в Минске на фестивале «Листопад», который, замечу, не рвется в высшую фестивальную лигу класса А, да и его бюджет, думаю, в десятки раз меньше бюджета ММКФ. На «Листопаде» показывают всего 50-60 фильмов, но зато это подлинные сливки современного мирового, в том числе и российского, кино. И местная публика, а не только киножурналисты с упоением ждет каждый новый фестиваль, справедливо ожидая от него высоких эстетических критериев.

Может, устроителям Московского международного есть смысл присмотреться к опыту ближайших соседей, а не гнаться за призрачной славой Венецианского и Каннского фестивалей, с которыми Никита Михалков самонадеянно и без всяких на то оснований сравнивает сегодня ММКФ?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?