Москва в 1812 году была столицей на пенсии. В 1712 году она потеряла статус главного города и за этот век обратилась в гигантскую деревню. Площадей и проспектов не было, каменные дворцы соседствовали с деревянными домами разной степени ветхости. Все пространство Красной площади занимали торговые лавки, а перед Кремлем были остатки земляных редутов, насыпанных еще по повелению Петра I.
Грабь недограбленное!
После ухода французов, подорвавших здания Арсенала, Новодевичьего монастыря и Кремля, первым в город въехал отряд прапорщика Языкова. Поначалу казаки принялись грабить то, что осталось от захватчиков. Следом потянулись в город окрестные жители, чтобы тоже поживиться. Актер Сила Сандунов (основатель знаменитых Сандуновских бань) писал: «Из русских ничего не сделаешь. Лишь только облетела московские окрестности молва, что французов нет в Москве, со всех сторон нахлынули крестьяне с возами. Поднялся ужасный грабеж».
Впрочем, порядок был быстро восстановлен. В большой церкви Страстного монастыря отслужили литургию, на которой звонили уцелевшие колокола.
Москва была изгажена французами. В церквях захватчики держали лошадей, устраивали плавильные горны, где переплавляли серебряную и золотую утварь. После пожара из 9158 каменных домов уцелело 2626, из 8520 магазинов — 1368. Из 290 храмов сгорело 127, остальные были разграблены и изуродованы. Ущерб оценивался в 320 млн рублей.
Царский дар погорельцам
Полиция составляла опись бесхозного имущества и раздавала пищу нуждающимся. Была создана организация, собиравшая пожертвования и оказывавшая помощь после рассмотрения прошений — «Сословие попечителей призрения разоренных от неприятеля в 1812 году». «Сословие» находилось под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны, о расходовании денег попечители отчитывались перед царем. Большая часть из 6364 млн рублей досталась погорельцам Москвы.
В декабре император ассигновал на помощь бедноте 2 млн рублей, а в феврале еще 2 млн были отпущены на покупку хлеба казенным крестьянам Московской губернии.
25 декабря 1812 года Александр I решил воздвигнуть храм Христа Спасителя. Император воспринимал противостояние с Наполеоном как Божью кару за убийство отца и победу над завоевателем считал знаком прощения.
Восстановление города власти взяли под контроль. В феврале 1813 года император Александр учредил «Комиссию для строения в Москве», которая была учреждением не бюрократическим, а скорее производственным. Комиссия имела в распоряжении пять кирпичных заводов и несколько армейских отрядов, солдаты которых использовались на стройках как чернорабочие. Для финансирования работ из казны была выдана беспроцентная ссуда в размере 5 млн рублей.
Архитектор Вильям Гесте, по проекту которого строилось Царское село, спешно подготовил генплан обновленного города. Император его не утвердил, сочтя недостаточно амбициозным. Дело было поручено директору первого отделения чертежной при комиссии Егору Челиеву, и он занимался разработкой генплана пять лет. Именно Челиев изобрел цемент, который успешно применялся на восстановлении зданий и Кремля. В 1825 году он даже издал книжку «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель», где подробно описан способ приготовления цемента путем обжига смеси извести (или мела) и глины с последующим измельчением обожженного продукта. Однако в полном соответствии с русскими традициями технология оказалась забыта. Изобретателем цемента считается англичанин Аспри, сделавший это открытие на 11 лет позже.
Только в 1948 году книгу Челиева нашли и хотя бы на словах установили историческую правду.
Типовая застройка от Бове
Чтобы в отсутствие генплана Москва не пала жертвой стихийной застройки, Комиссия разработала альбомы «образцовых проектов». По сути это была первая типовая застройка. Если кто-то хотел отличаться от соседей, все изменения ему надлежало согласовывать с архитекторами. Знаменитый Осип Бове в 1814 году стал в комиссии заведующим «фасадической части», а фактически — главным архитектором восстанавливаемой Москвы. Город был поделен на части, и Бове достался центр: Тверская, Арбат, Пресня и Новинская улица.
Кроме итальянца новую Москву создавали швейцарец Доменико Жилярди и русский Афанасий Григорьев. В отличие от Гесте, которому было за 60, эти трое были молодыми людьми в возрасте от 28 до 32 лет.
Современник писал о Москве: «С нами совершаются чудеса божественные. Топор стучит, кровли наводятся, целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными». В Москве к тому времени находилось более 60 тысяч крестьян и мастеровых: каменотесы, каменщики, штукатуры, маляры, плотники.
Царь приехал в Москву только 15 августа 1816 года, после Венского конгресса. Тогда же он подписал указ о благоустройстве города. Земляной вал был роздан владельцам домов с требованием огородить участки и разводить «садики во всю длину мест своих перед домами на валу, дабы со временем весь проезд вокруг Земляного вала с обеих сторон был между садами». Так в Москве возникло Садовое кольцо.
«Весь город по сю сторону Москвы-реки был точно как черное большое поле со множеством церквей, а кругом обгорелые остатки домов, — вспоминала Елизавета Янькова. — Но нет худа без добра: после строительства улицы стали шире, те, которые были кривы, выпрямились, и дома начали строить больше все каменные, в особенности на больших улицах».
Больше не Золушка
В 1817 году был наконец утвержден генеральный план восстановления Москвы, главной идеей которого было создание города-монумента во славу российской империи. Строить в центре, внутри Садового кольца, деревянные дома запрещалось. Вокруг Кремля создавалась система площадей, а реконструированная Красная становилась главной площадью города. Лавочников переместили в специально отстроенное здание Торговых рядов с куполом и парадным портиком (эти ряды шли вдоль Кремлевской стены, где сейчас Мавзолей и кладбище советской элиты). Земляные укрепления вокруг Кремля были срыты, ров засыпан, и на этом месте разбит бульвар.
Был спроектирован Большой театр, а перед ним — Театральная площадь. 20 февраля 1818 года в центре этой площади (а не там, где стоит ныне) был открыт памятник Минину и Пожарскому. До тех пор городских монументов в городе не было — только парковые статуи.
Из Москвы делали европейскую столицу. Многие постройки, возведенные в ту пору и доныне, определяющие облик города, стали зримым символом того, что сжечь Москву можно, а погубить — нельзя.
Более подробно о восстановлении Москвы вы можете прочитать в книге Сергея Теплякова «Век Наполеона. Реконструкция эпохи».
Подробную версию этих материалов со ссылками на подлинные исторические документы читайте на сайте www. runivers. ru.
Хроника войны 1812 года
1 ноября
Казачий корпус Платова выбил арьергард под командой Даву с позиции при Гжатске и занял город, летучий отряд Иловайского вступил в Рузу.
2 ноября
Отряд Денисова под Вязьмой разбил неприятельские партии из разных полков, взяв в плен 130 человек.
3 ноября
Авангард русской армии выбил неприятеля из Вязьмы, взяв 2500 пленных. В окрестностях Дубровно главная армия атаковала корпус маршала Нея.
4 ноября
Отряд Иловайского при Духовщине взял в плен посланный для разведки неприятельский отряд Сансона.
5 ноября
Отряд Яшвиля из Калужского ополчения занял Ельню. Главная квартира Наполеона и гвардия перешла в Дорогобуж.
6 ноября
Отряд Платова разбил неприятеля на правом берегу Днепра. Эскадра Балтийского флота отправилась из Кронштадта для совместной с англичанами блокады побережья Франции.
7 ноября
Русская армия заняла Витебск. Авангард под командой Милорадовича настиг и разбил неприятельский арьергард под Дорогобужем.