Главная Культура 07:29 01 Сентября 2011 4977
Максим Аверин: «Без любви я бы жить не смог»
Максим Аверин дал интервью «Труду-7»
Арина Самарина

«Мужчина без чувства юмора — несчастный человек», — уверен популярный актер Максим Аверин. «Труд-7» решил выяснить, счастлив ли сам автор этих слов.

— Ваши слова: «Если артист ничего не хочет, значит, он успокоился. А успокоение, как говорил Лев Толстой, есть душевная подлость»… А чего лично вам сегодня хочется?

— Мне очень хочется нового витка моего творчества, новой интересной работы в театре, Достоевского, например. Сейчас мне несколько тяжеловато, потому что уже пара месяцев, как я ничего нового не репетирую. У нас в театре состоялась премьера «Чайки» Юрия Бутусова. Посмотрел спектакль и остался просто потрясен — настолько это яркое событие для современного театра. А я сам выпустил пока спектакль «на стороне». «Все о мужчинах» — калейдоскоп жанров: там и трагедия, и фарс.

«Вместо милицейской формы — халат врача»

— Вы ведь сейчас участвуете в новых проектах?

— Да, есть новые фильмы, новые сериалы. Очень мне нравится недавняя история, в которой я снялся, — телефильм под названием «Возвращение домой», где я сыграл юриста. Там я уже совсем в ином, новом для себя качестве, таким я еще не был. Совершенно пронзительную историю сняла любимая мной режиссер Гузель Киреева. История про человека, когда-то сбежавшего от себя, из родного города, в котором он оставил все. Спустя годы он туда возвращается и начинает понимать, что он многого не знал и не понимал. Уходит гордыня, закрытость от мира, и происходит возвращение к себе подлинному.

— А в другой картине вы, кажется, сменили милицейскую форму на медицинский халат...

— Точно. Играю в сериале «Склиф» доктора Брагина. Мне очень нравятся такие персонажи, как он: когда не прописано упрощенно, плохой герой или хороший, а главное, чтобы он был настоящим. Люди ведь все по природе своей замечательны, рождаемся мы вообще ангелочками. Ну, а дальше уж кому как повезет — в зависимости от того, насколько нас жизнь помнет, поломает, а то и пришибет хорошенько.

— А кто вам из этих двух героев ближе?

— Ну я же ведь не профессию играю, а человека. В роли юриста мне очень близка тема одиночества, того, что человек на самом деле не может быть один. Сериал «Глухарь» — совершенно другая история про «своего парня», который все время разный: бедовый, веселый, хитрый, безбашенный… А в этой картине мой герой — достаточно определенный человек, большая часть экранного времени вообще лишена словесности. Многие фильмы сейчас грешат картонностью, мы изображаем радость, некоторую свободу, мы все время «как бы»: Не допуская, что это может быть живым, внутренне подкрепленным. Этот фильм — очень хорошая история, и главное, что она и заканчивается очень светло и позитивно, обещает жизнь. Я никогда не любил безнадегу. Однажды мой педагог по театральному училищу Анна Васильевна Пушкина сказала: «Я люблю смотреть твой сериал „Глухарь“. Знаешь, почему? Потому что в конце этого темного тоннеля ты оставляешь свет». Ведь почему полюбили Серегу Глухарева? Люди соскучились по настоящему герою, а не по Бэтменам, Человекам-паукам и Гарри Поттерам.

«Позитив через грустинку»

— Так это от вас свет и позитив исходит? Потому и Глухарев ваш ими богат?

— У меня какой-то русский позитив, через грустинку. Хотя, на мой взгляд, мужчина без чувства юмора — несчастный человек. Ужасно, сколько у нас таких несчастных людей. Ведь юмор — единственное, что может спасти человека в любой ситуации. Отсутствие чувства юмора приравнивается к импотенции. Я не могу общаться с подобными людьми, особенно если это касается мужиков. Женщинам еще хоть как-то прощается. Хотя женщины, мне кажется, сейчас более подвижны в этом плане. Мне, наверное, немного проще, потому что меня моя профессия сделала очень счастливым человеком. Я стал достаточно самоироничен и очень спокойно отношусь к себе и к популярности, о которой мне постоянно твердят.

— И как же вам живется с вашей популярностью?

— Недавно у меня выдался выходной, я гулял по Москве и в какой-то момент спустился в метро. Меня безумно порадовало, что люди шли мне навстречу и улыбались так, как будто каждый день меня встречают: «Привет, Максим!» Улыбались как своему, родному. А когда зритель, видя тебя в жизни, а не на экране, считает тебя своим, это даже дороже звания народного артиста. Я видел артистов, которые на экране были богами, а в жизни оказывались очень неприятными людьми. Мне кажется это очень неправильным, нечестным. Да, я тоже могу быть категоричным, пребывать в плохом настроении, но в этот момент я просто делаю так, чтобы меня никто не трогал. Прячусь в свою ракушку. Хотя, конечно, в мою жизнь так же каждый день врываются тысячи обстоятельств. Но, слава богу, я не скурвился, не скуксился, не сидел и не пил горькую, а все время работал.

— Считается, что все артисты — лицедеи. Что своего лица у них нет из-за множества чужих масок и ни одному их слову нельзя верить.

— Не согласен. Лицедействовать — не значит врать, лицедейство — подвижность души, яркое существование в моем понимании. Скажите, разве вы не верите великому артисту-лицедею Евгению Леонову или Олегу Ефремову, например? Есть, конечно, и другие артисты. Но я с ними не общаюсь — Бог миловал от подобных людей. Я сам боюсь таких личностей, которые как ужи на сковороде, поэтому и не хожу никуда. Боюсь этих людей с бокалом в руке, которые приближаются к тебе со словами: «Привет, как дела?» И в принципе можно уже не продолжать разговор, потому что они идут дальше, адресуя эту фразу следующему человеку, который попадется им на пути.

«Стал прощать людей»

— Вы никогда не боялись, что роли могут как-то повлиять на вашу судьбу?

— Нет, меня мои роли только обогащали внутренне. С годами я прихожу к тому, что любая человеческая жизнь построена на стремлении к гармонии, поиску внутренней свободы. Именно после 30 я зажил, расцвел по-настоящему, если можно так выразиться. Потому что до этого у меня было сплошное внутреннее мытарство, я не понимал, правильно ли я живу. А сейчас я вдруг перестал каких-то вещей бояться, теперь я могу сказать: Господи, дай мне пережить то, что невозможно изменить. Я стал прощать людей, я не держу зла ни на кого. Я вдруг понял, что могу себе это позволить. Меня обижают — да, но я прощаю.

— Были моменты, когда хотелось бросить «это чертово искусство»?

— Нет, были моменты отчаяния. Окончив институт, я несколько лет существовал в каком-то вакууме. Понимаешь, я абсолютный максималист в профессии, и мне казалось, что такое существование в околотеатральной, богемной жизни меня не устраивает. А годы-то были 90-е, очень сложное время для искусства, когда работы не было вообще никакой. И я был вынужден сниматься в рекламе. Отчаяния было много, но никогда не было предательства по отношению к своей профессии. Я знал, что могу быть только актером и больше никем.

— То есть, если бы на тот момент вам предложили возможность зарабатывать деньги и жить припеваючи, вы бы отказались?

— А это бы совершенно не мешало, многие люди на время уходили из профессии в бизнес. Я считаю, что это вовсе не предательство, когда ты можешь заработать деньги, к тому же честно. Но у меня даже мысли такой не было, потому что я ни черта больше не умею делать на этом свете. Единственное, если бы у меня совсем не было денег, я бы, наверное, бомбил по городу на машине. Я же мужчина, я не должен сидеть где-то на кухне, пить водку под пельмени и говорить о том, какой я непризнанный и непонятый. Многие мужчины так делают, но это не мой калибр. (Смеется.)

— Вернусь к театральной деятельности. Недавно состоялась премьера вашего нового спектакля «Все о мужчинах». В чьей голове родилась эта идея?

— Продюсер нашего спектакля Элина Ильяная стала обладательницей прав на постановку в России замечательной пьесы драматурга Миро Гаврана «Все о мужчинах», которая идет с большим успехом во многих странах. Элина и предложила моему коллеге по театру Якову Ломкину поставить этот спектакль. Мы были на гастролях в Тюмени, когда он дал мне прочитать эту пьесу. И моя душа мгновенно откликнулась. Настолько в этой новелле истинный, библейский сюжет, что я без разговоров согласился участвовать в спектакле.

«Я смерти не боюсь»

— Раз уж вы готовы рассказать все о мужчинах, то поделитесь, как мужчины переживают пресловутый кризис среднего возраста.

— Посмотри на меня — легко! Мне все говорили: вот погоди, сейчас как начнутся в твоей жизни проблемы! А их нет, хотя и много всякого в жизни происходит. В какие-то моменты начинаешь понимать, что здоровье иногда может обманывать. А ты ведь помнишь, что всегда все было прекрасно, никогда ничего не подводило, и вдруг: Но я для себя решил — жить. В полном смысле этого слова, без фиги в кармане. Я, например, понял, что я не боюсь смерти. Потому что я знаю, что проживу именно столько, сколько мне отмерено свыше. Все, что я имею, я заработал сам, я никому ничего не должен и все счета уже оплатил сполна. Я не фабрикую свою жизнь математически правильными вычислениями. Я просто живу. Я понял: как только ты открываешься миру, он очень многое может тебе дать. И тогда не страшны никакие кризисы.

— «Любовь — это сплошные неприятности», говорили вы. Как часто на вашу голову сваливались подобные неприятности?

— Постоянно! Но неприятности эти все-таки в кавычках, потому что, влюбляясь, ты начинаешь существовать в совершенно другом пространстве. Мир вокруг тебя остается прежним, а ты уже совсем другой и не соответствуешь ему. Ты начинаешь по-другому, более остро смотреть на мир. Мне, как актеру, это особенно помогает — без любви я бы жить не смог! Артист должен все время находиться в состоянии любви, он должен быть и влюблен и любим.

— При вашей профессии вообще возможна нормальная личная жизнь?

— Да. Моя личная жизнь абсолютно нормальна. Хотя, естественно, не всегда мы можем быть вместе с любимым человеком. Я существую в другом режиме, я и жаворонок, и сова одновременно, какой-то гибрид, потому что я и встаю рано, и ложусь очень поздно.

— Скажите, а почему мужчины так не любят свадьбы и штампы в паспорте? Любимая отговорка: штамп в паспорте ничего не меняет.

— Я вообще свадьбы не люблю, для меня это действо приравнено к атрибутике. У меня никогда не было желания устроить свадебный беспредел с лимузинами, фатами, сватами. В моем представлении это должно происходить так: сели вдвоем в самолет и улетели далеко-далеко. А присутствие родственников и кучи гостей — совершенно ненужная вещь. Со своими друзьями мне всегда хорошо — и в день свадьбы, и во все остальные. А свадьба, как и первая брачная ночь, — процесс, касающийся только двоих, все остальные здесь — лишние зрители. У меня никогда даже в мыслях не было: «Ой, вот когда у меня будет свадьба!.." Бред какой-то. Я, кстати, даже не помню, когда последний раз был на свадьбе — все мои друзья переженились сто лет назад.

— Написана масса книг и пособий для женщин, как уберечь любовь от привычки. А вот на ваш сугубо мужской взгляд — можно уберечь любовь от привычки или это рано или поздно неизбежно?

— Боже мой, какой ужас! (Смеется.) Никакая книжка не поможет вам удержать любовь. Знаешь, есть такие замечательные стихи: «И чтоб любви не таяла звезда, исполнитесь возвышенным искусством. Не позволяйте выдыхаться чувствам, не привыкайте к счастью никогда». Как только уходит легкость в отношениях, как только это становится работой, значит, все — конец. Нужно понимать, что семья — это колоссальная работа, где-то ты должен наступить себе на хвост, принимая и уважая свободу другого человека. Особенно когда рождаются дети, потому что они не должны страдать от родительских скандалов, ребенок не должен видеть, как унижают его отца, неуважительно относятся к его матери.

«Скупо жить неинтересно»

— Безрассудства часто совершаете?

— Очень! Это один из способов жизни, потому что скупо и рассудительно жить мне неинтересно. Потому что я люблю грозу, стихию и ураган, мне внутренне необходимы эти встряски. А безоблачная погода, лесок и шум листьев не для меня.

— Знаю, что вы очень любите путешествовать.

— Путешествовать обожаю, мы с друзьями заранее готовимся к каждой поездке, продумываем маршруты. Карты на стене, где отмечались бы места, в которых я побывал, у меня пока нет. Но есть внутренняя карта, на которой очень много ярких флажочков: «Тут я был, ура! А тут еще не был, пора собираться». Недавно был в Венеции, это были три дня абсолютного счастья. Таким же счастьем было увидеть Нью-Йорк и новогоднюю елку с катком в Рокфеллер-центре. Или Кубу, переполненную сексуальной энергетикой. Видеть мир и не восхищаться им — ужасно. Помню, я был в Доминикане и в одном журнале увидел фотографию — копию пляжа, где мы отдыхали. Я вырвал эту страничку, и она у меня дома стала закладкой для книг.

— Помните, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» один персонаж говорит: «Каждое утро в 9 часов я прихожу на работу. Не хочу сказать, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть». А какие подвиги есть в вашей повседневной жизни?

— В моей жизни самое главное-то, что говорит другой персонаж: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Мюнхгаузен живет во мне постоянно, я каждый день поднимаю себя и физически, и морально за эту самую косичку. Потому что вся суета дней говорит: живи как все, это тебе не надо, ты уже давно взрослый человек, сколько можно скакать? И каждый раз я отвечаю: нет, ребята, я буду жить так, как я хочу! Так что я тоже каждый день совершаю свой маленький подвиг.

Наше досье

Максим Аверин родился 26 ноября 1975 года в Москве. В 1997 году окончил театральное училище им. Щукина и был приглашен в труппу театра «Сатирикон». Снялся более чем в 30 фильмах, в том числе «Карусель», «Город без солнца», «Попытка Веры». Всенародную любовь и признание получил после телефильма «Глухарь», где сыграл капитана милиции Сергея Глухарева. Не женат.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9636
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7243
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?