Главная Культура 00:11 01 Августа 2013 210
Юрий Ряшенцев: Я просто домашнее существо. Кот в каком-то смысле

«Неизвестный классик» о славе, поэтах и мечтах

Сергей Аман

Его песни поют не только мушкетеры и гардемарины нашего кинематографа — их знают практически все. А между тем Юрий Ряшенцев не поэт-песенник, а действительно «серьезный» поэт. У него больше десяти поэтических сборников, не считая многих десятков фильмов и спектаклей, к которым он писал стихи, ставшие хитами.

Юрий Евгеньевич, вы для меня из разряда неизвестных классиков...

— А известный классик это кто? Мне тогда будет понятней.

— Ну, из самых известных у нас — четверка из почти ушедших уже, кроме Евтушенко. И еще многие другие: Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Высоцкий...

— Дело все в том, что они были шестидесятники, которые вернули поэзии популярность. А вот лирические поэты того времени, замечательные — это такие, как Олег Чухонцев, как Саша Кушнер: Лирическая поэзия мало кому вообще известна.

— Но и военная поэзия сейчас мало кому известна: Межиров, Луконин, Самойлов. Есть огромные пласты... но мы сейчас о разных вещах говорим. Я хотел спросить, не обижает ли вас ситуация, когда абсолютное большинство населения страны знает ваши песни, но не знает их автора?

— Нет, абсолютно нет, меня нисколько это не обижает. Я вообще должен вам сказать, что к публике отношусь прохладно. Мне важно, чтобы несколько человек профессионалов и мои друзья знали, что я делаю. А вообще говоря, я не считаю, что у нас с большим интересом относится публика к поэзии, чтобы претендовать на ее внимание.

— А вы сами классиков перечитываете до сих пор или они отжили уже в вашем миропонимании?

— Не то что отжили... Иногда мне хочется посмотреть, скажем, драматургию Чехова, профессиональную. Или Лермонтова иногда я беру. Но в целом они прочитаны давно, и я нечасто к ним возвращаюсь.

— Помните ли вы свою первую мечту: кем стану, когда вырасту?

— Ну, когда я был совсем маленьким, я хотел быть моряком и кавалеристом одновременно. Так что это совершенно несбыточная была мечта, и я очень жалел: вот если я буду на подводной лодке плавать, как я на лошади-то буду скакать? В детстве мы все воспитывались как защитники страны будущие, поэтому всем хотелось быть военными.

— А как вы тогда пришли к стихам?

— Я начал писать в общем-то в четыре года. Я написал стихи, по технике они были совершенно профессиональны, как я сейчас понимаю. Но вот профессионально работать я начал в 30 лет. До этого я левой рукой себя держал за правую — считал, что это не мужская профессия. А потом так сложилось, что это стало и источником жизни моей, и источником заработка тоже.

— Вас не коробит определение «поэт-песенник»?

— Оно меня не коробит, но это глупо. Потому что я никакой не поэт-песенник, я ни одной эстрадной песни в своей жизни не написал. Ни одной! Все песни, которые вышли и которые народ поет, это из мюзиклов, или из театра, или из кино. Они написаны по законам мюзикла, по законам драматургии, а совершенно не по законам эстрады. Я бы хотел быть, может быть, песенником — они богатые люди, им проще жить на свете, — но увы. Это другое творчество. Я должен знать, кто поет эту песню. Эстрадный автор не должен этого знать. Он пишет песню для миллионов, и они, за столом сидя, так сказать, ее поют. А я пишу песню для Д`Артаньяна, для кардинала, для Миледи, для какого-то русского гардемарина — это другие вещи. У них всегда есть герой, у этих песен.

— Вы себя считаете человеком планеты или привязаны к одному месту на планете?

— Не то слово, до какой степени я привязан — вы даже представить себе не можете. Вот если меня с Усачевки моей, из Хамовников, переселят даже на Арбат, это будет большое горе для меня. Я всю жизнь прожил в Хамовниках, и мне тут хорошо, и я совершенно не представляю себе людей, которые уезжают куда-то далеко. Я много езжу, за границей много бывал, но я просто домашнее существо, я кот в этом смысле.

— А вы пишете в абсолютной тишине или окружающий шум вам не мешает?

— Безразлично. Вот есть книги, которые я перевел, сидя в электричке. Целиком. А потом я очень много летом люблю бывать на воде. И я при полном пляже, при шуме, при музыке пляжной совершенно спокойно работаю. Это не мешает.

— Так отдых для вас — это труд?

— Видите ли, у меня, наверное, в том смысле, в котором вы спрашиваете, отдыха не бывает. Я без работы никуда не езжу. Для меня лучший отдых — это когда я днем занимаюсь любимой работой, а вечером играю в теннис, или плаваю, или с друзьями встречаюсь. У меня это обязательно вместе. Я играл в настольный теннис в свое время, но меня мой тренер попросил бросить, потому что он трудно совместим с большим. Я в 40 лет бросил и занялся большим.

— Юрий Евгеньевич, что бы вы пожелали читателям газеты «Труд»?

— Знаете, раньше были такие стенды, и я всегда искал газету «Труд», потому что мне было интересно. Там было интересно читать о спорте и искусстве. И я желаю, чтобы читатель так же искал газету «Труд», как я когда-то.

Апрель в городе

Хороший день! Хороший знак,

когда на улице сквозняк

и возвращается тепло из южной ссылки.

И падок свет. И тень грешна.

Какого вам еще рожна,

уж если это для любви не предпосылки!..

Да, нынче будни на дворе:

в моей присутственной норе

усопшей мухи наблюдаю воскресенье.

Но ощущение во мне,

что есть у дня на самом дне

еще сокрытое покуда потрясенье.

А вечерами из сплошных

фруктовых, рыбных, овощных

к нам рвутся запахи, как джинны из бутылок.

Замрет пиджак. Замрет мундир.

И каблучок — почти пунктир -

летит над лестницей, бесшумной от опилок.

Застынь! Пади! Остолбеней!

Ты видишь женщину — на ней,

того гляди, весь белый свет сойдется клином.

Она — и сердцу и уму,

и я троянцев вдруг пойму:

о, есть еще за что подраться нам, мужчинам!

Да здравствует короткий миг,

когда на все, что ты постиг,

ты наплевал, чтоб ощутить в блаженном страхе:

уже наивность не смешна,

еще взаимность не страшна,

и гибнет опыт, как разбойничек на плахе.

Моя любовь — бесценный клад,

по крайности на первый взгляд,

а он, ей-богу, проницательней второго.

На всех, на всем ее клеймо:

и — жизнелюбие само —

в большой витрине расчлененная корова.

Зачем скрываться по углам

от счастья с горем пополам?..

И этот день невыразим. И место свято.

И как пунцовое пятно

под чьей-то крышею окно,

как будто в нем отражена вся суть заката.

***

На полотне сырых небес

набросан робкий лес.

И узкий месяц надо мной -

как парус неземной.

И у овражного ручья

стою как вкопан я.

И полуночная вода

летит бог весть куда:

Не говорю — Россия, Русь.

Не создан для речей.

Начну о маме и — сорвусь.

Но — не ее, так — чей?

Но уж не твой, так — чей тогда?

Горит твоя звезда.

Твоя полночная вода

летит бог весть куда.

Вот птица вскрикнула во сне -

не сон ли о войне?

Вот веткой хрустнула нога -

не баба ли Яга?

Не лес, не сад, не двор отца —

три тонких деревца

да нежилой овражный путь —

а можно ль не вздохнуть?

Кому и можно, да не мне:

Три звука в тишине:

плотва — вдоль дна, сова — вдоль сна,

да тучка — по сосне...

Голос

Мироздание!

Чье же ты слово,

если нет у Творца твоего

ничего беззащитней живого,

беспощадней живых — никого?!

Пиросмани

Искусства дикая звезда

такие дебри освещала:

Рыдай, кто не был никогда

в садах беспечных Ортачала.

Зелено-черные тона

к закату там еще густели.

И пьяно морщилась луна

на рукаве карачохели.

Питейный дом. Питейный шум.

Любовь на уровне куплета.

Но тот, кто бледен и угрюм,

вот-вот обожествит все это.

В Маргошках видя Маргарит,

а в проститутках незнакомок,

хрусталик пристальный горит,

звезда кибиток и котомок.

И дивный грустный карнавал

растет из пошлого начала:

А ты рыдай, что не бывал

в садах беспечных Ортачала...

***

Чай, четвертый День Победы на дворе!

Горько тешится народная обида.

Ох, и ясны прохоря на блатаре:

Ох, занозистый протез у инвалида:

Инвалид не знает удержу в речах,

он ерошит кудри сыну-малолетке

и кричит на весь квартал о стукачах —

да не слушайте вы, лестничные клетки!..

Из-под танка он уполз не целиком,

чтобы сгинуть в зарешеченном вагоне:

Пригляди ты, вор в законе, за сынком,

как отцом его займется Вождь в законе.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7233
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?