Негромкая новость: в Подмосковье в фуре с пекинской капустой, прибывшей из Европы, сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) обнаружили и изъяли 10 тонн мака, загрязненного опиоидами. Как сообщил глава службы Виктор Иванов, преступники готовили операцию несколько месяцев, в ней участвовали дельцы как из России, так и из Европы. Генерал предложил ужесточить требования к ввозу мака из-за рубежа и ввести регламенты его оборота внутри страны.
Аргументы? Запрет на свободную продажу медпрепаратов с кодеином заметно ударил по гулявшему на черном рынке наркотику дезоморфину. Почему бы не урегулировать и рынок мака или, что еще правильнее, не наладить его производство в нашей стране? Это ведь еще и дополнительные рабочие места. Но главный аргумент – это «маковая экспансия». В прошлом году наркополицейскими выявлено свыше 2 тысяч преступлений, связанных с распространением наркотиков под видом пищевого мака. В этом году цифры изъятой маковой соломы на порядок выше.
Между тем с сентября 2004-го правительством РФ запрещено в стране культивирование растений, содержащих наркотические вещества, в том числе и мака. Отсутствует и производство его семян. Весь пищевой мак, реализуемый в России, покупается за рубежом. Однако объемы реализуемого сегодня на российском рынке так называемого пищевого мака в сотни раз превышают реальные потребности отечественной хлебопекарной и кондитерской промышленности. Более того, существует парадокс, который на незадурманенную голову никак не объяснить: хорошо очищенный кондитерский мак стоит в три раза дешевле грязной маковой соломы. Отгадайте с одного раза, почему так?
По сведениям Минсельхоза России, ежегодная потребность в пищевом маке отечественных предприятий хлебопекарной и кондитерской промышленности составляет 7–8 тысяч тонн. Около половины мака используется для производства продукции на пищекомбинатах и предприятиях малых форм хозяйствования. Для нужд пищевой промышленности его экспортируют из других стран – Турции, Чехии, Голландии, Венгрии, Германии. Мак в розничной продаже бывает двух видов: идеально очищенный, пригодный только для хлебобулочных и кондитерских изделий, и тот, который называют маковой соломкой. Он содержит видимые невооруженным глазом кусочки стеблей, листьев и коробочек растений.
Систематические проверки партий пищевого мака, поступающего к нам из-за границы, в частности из Голландии, показали, что он имеет идеальную очистку. Следовательно, примеси маковой соломы добавляются туда позднее, уже при расфасовке российскими предпринимателями. Зачем смешивать с грязью приличный товар? Да все с той же целью! После обработки загрязненного мака бытовыми химическими растворителями (способы и технологии, увы, нетрудно найти в интернете) получают наркотик, отличающийся высокой токсичностью. Еще одно его особое свойство заключается в том, что у потребителя очень быстро возникает психологическая и физическая зависимости.
Из одного килограмма маковой смеси можно выделить до 18 мл (три-пять доз) такого опия.
Доступность и низкая стоимость мака привели к тому, что сейчас в ряде российских регионов до 90% наркоманов изготовляют зелье именно из этого подручного сырья.
Между прочим, его неслучайно называют «наркотиком для бедных». По данным ФСКН, в среднем по стране килограмм маковой смеси продавался по 1,1 тысячи рублей, а семена чистого мака – по 400. И еще: цена условной дозы ацетилированного опия в четыре раза ниже, чем цена героина. Зато абстиненция у потребителей этого зелья протекает в несколько раз тяжелее: более выражены нарушения центральной нервной системы, печени, почек, нежели даже при употреблении героина и других тяжелых опиатов.
Вообще-то это просто мечта наркодельцов: компоненты для приготовления наркотиков доступны, кустарный способ его производства прост как морковка, а себестоимость низка. Все эти факторы, слагаясь в одно, дают возможность снизить возраст завлекаемых в сети наркоманов до минимального (дальше уже детсад). Это не художественное преувеличение. «Булочки с отравленным маком» в буквальном смысле убийственно отражаются на демографической ситуации, а в некоторых регионах угрожают юному поколению. Так, наркологи, работающие в системе Минздрава Кабардино-Балкарской Республики, где эта проблема стоит острейшим образом, отмечают: нижний возрастной предел зависимости от тяжелых наркотических средств снизился с 19 до 12–13 лет. То есть в страшную зависимость попадают уже дети. Птенцов сбивают на взлете!
О масштабе бедствия говорят выводы, подготовленные аналитиками ФСКН: данный вид наркотиков сегодня существенно потеснил на рынке сбыта опий и героин, он является основным наркотическим средством, употребляемым в наркопритонах. В минувшем году наркополицейские ликвидировали в стране более 4,5 тысячи наркопритонов. Так вот, почти в каждом третьем из них употреблялись наркотики, изготовленные из опия, замаскированного под кондитерский мак. А подавляющее большинство наркопритонов находилось в наиболее неблагополучных по распространенности «маковых» преступлений регионах: в Ставропольском крае (172), Волгоградской области (78), Кабардино-Балкарской Республике (46) и Воронежской области (41). Но это тот дракон, у которого взамен отрубленных голов легко вырастают новые. Уже в текущем году в России ликвидировано более 3 тысяч притонов, и вновь в каждом третьем употреблялись наркотики, сварганенные все из того же «кондитерского мака»... Так что задержанная на днях в Подмосковье фура – капля в море.