Миллионы наших сограждан сегодня нуждаются в адресной помощи. Один из вариантов — фудшеринг, то есть разрешение магазинам делиться с населением непроданными продуктами. В конце концов те продукты отправляются на свалку, где становятся добычей крыс и ворон. Но зачем ждать, когда истечет срок годности масла, сыра или колбасы, если их можно отдать малоимущим? Как это делается даже во вполне благополучных странах вроде США или Германии.
Перераспределение между нуждающимися поступающих из супермаркетов продуктов питания с истекающим сроком годности — весьма распространенная практика. Потому что неразумно выбрасывать в мусорное ведро вполне годную еду. А если вспомнить, что у нас, по данным Росстата, свыше 20 млн россиян (14,3% населения) имеют ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, то это выглядит как преступная расточительность.
Когда в прошлом году единороссы внесли в Госдуму законопроект, который должен был дать фудшерингу зеленый свет, казалось, никаких препятствий быть не может. Но время идет, а документ до сих пор не принят. Соответственно, сотни тысяч тонн продуктов продолжают отправляться не в социальные службы, а на мусорные полигоны. Утилизация обходится торговым сетям дешевле, поскольку не приходится возвращать государству НДС.
Теперь посчитаем вместе. По данным Минэкономразвития, ежегодно в России образуется более 17 млн тонн пищевых отходов, из которых 1 млн тонн — это продукты питания с истекающим сроком годности, списанные супермаркетами. Эксперты подсчитали: этого хватило бы для сбалансированного питания без малого 2 млн человек. Можно было бы ежегодно формировать до 20 млн полноценных продуктовых наборов, которые органы социальной защиты распределят между нуждающимися.
Кому именно раздавать еду? У социальных работников давно сформированы базы данных по всем категориям льготников, из которых останется выбрать самых нуждающихся. А пока этого не происходит, вся еда, достойная лучшего использования, увеличивает высоту мусорных терриконов и загрязняет окружающую среду.
На этой неделе появилась надежда, что дело все-таки сдвинется с мертвой точки. В Минпромторге заявили, что готовы продвигать программу фудшеринга. Единственный камень преткновения — необходимость освобождения от налогов предпринимателей, передающих продукты на социальные нужды. В случае создания такой правовой базы бизнес готов поддержать программу пищевой благотворительности, главное, чтобы затраты на логистику в ее рамках не превысили размер пресловутого НДС.
Как тут не вспомнить, что все тот же Минпромторг пятый год продвигает форму поддержки населения, предполагающую выделение малоимущим регулярной финансовой помощи на приобретение определенных продуктов питания отечественного производства. Но для программы так называемого продовольственного сертификата так и не нашлось финансирования. По оценкам Минфина, на ее реализацию ежегодно требовалось бы от 300 до 800 млрд рублей.
Тем не менее поддержка фудшеринга со стороны Минпромторга не означает, что в правительстве решили отказаться от одной социальной программы в пользу другой. Вполне вероятно, что в итоге они будут дополнять друг друга. Такой точки зрения придерживается председатель Союза потребителей России Петр Шелищ: «Их одновременное действие позволит добиться максимально возможного охвата нуждающихся, решая при этом разные задачи по более рациональному использованию ресурсов и снижению давления на экологию, а также поддержке отечественных производителей продуктов питания».
Так давайте от слов переходить к делу!