Не круглая, но важная дата: ровно 77 лет назад, 28 декабря 1935 года, в «Правде» вышла директивная статья видного большевика Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку».
Вчитаемся. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?».
Решили не лишать, вернули елку детям. Спасибо «Правде» и товарищу Постышеву за наше счастливое детство. И даже за счастливые минуты в старости. Мы ведь тоже в большинстве своем смотрим на елку не только через окно.
Между прочим, то решение большевикам далось непросто. Одно из самых талантливых поношений в адрес рождественских и новогодних традиций принадлежит перу Владимира Маяковского (между прочим, ходившего с удостоверением газеты «Труд»). Заранее прошу прощения за длинное цитирование, но этот тот случай, когда из песен не хочется выбрасывать слова. Итак, пьеса «Кто как проводит время, праздники празднуя (на этот счет замечания разные)». Ради экономии места знаменитые лесенки Маяковского уложим в строчки.
«По поводу елки замечания — тоже не менее колки. Итак, начнем показывать, как празднуют рождество. Возьмем чистенькую комнату. И притащим в нее большущий грязнейший еловый ствол. Мимоходом поломаем что-нибудь из статуэток и из мебели, чтоб, проклятые, зря на дороге не были. А теперь — атууу! Плюньте и на воздух, и на покой, и на чистоту! (Вокруг елки становятся два детеныша, входят муж и жена с подарками.).
Муж: Здрасте, детки!
Жена: Здрасте, душки! Я принесла вам рождественские игрушки.
Дети: Папочка! Мамочка! Довольно — дух сперло. Тонем, папочка! Уже по горло!
Муж: Молчать, пока не зароетесь по макушки! Вот вам еще, еще и еще сор из хлопушки...
Итог ясен?
Не будем распространяться в словесном звоне. Ясно — праздник сора и вони. Но — теперь старые праздники насмарку, за небо забросили театры арку. Ломая и строя, строя и ломая, отпразднуем 1 Мая».
Да, звучит диковато: «Праздник сора и вони». И это про Новый год! Что на это сказать? Маяковский, вы не правы! Идеологии приходят и уходят, а Новый год остается с каждым на всю жизнь. Именно в эту ночь наши часы сливаются с кремлевскими, а наш личный дом сливается с общим домом.