- Что изменилось в вашей работе в связи с финансовым кризисом?
- Работы стало больше. Нам даже приходится расширять штат компании. В последнее время 14-часовой рабочий день стал едва ли не нормой для руководителей. А все в силу того, что к нам сейчас приходит максимальное количество клиентов за последние годы, в офисе компании выстраиваются очереди. Для опытных инвесторов кризис - это время зарабатывать, тем более когда на рынок выходят такие неопытные игроки, как государство. Против них играть - одно удовольствие.
Кроме того, мы планировали часть подразделений "Финама" выносить за пределы Москвы. Здесь слишком острая нехватка кадров. Сейчас из-за массовых сокращений дефицит стал меньше, и мы повременим с этими планами.
- Но позже вы это сделаете?
- Возможно. Сосредоточение компаний в Москве уже стало предельным. Следующий виток развития - деконцентрация, когда бухгалтерия, например, будет в Туле, программисты - в Рязани и так далее. Я думаю, и в регионах достаточно способных работников. Мы же не набираем виртуозов в оркестр. Главное - не знание, а желание работать. Не ждать шести часов, чтобы убежать из офиса, не халтурить. Ведь в некоторых отраслях это уже становится нормой. Вы попробуйте найти нормального строителя.
- Какие еще качества сегодня необходимы, чтобы чего-то добиться?
- В начале 90-х годов был период, когда люди получили глоток свободы и у них горели глаза. В них была маленькая толика сумасшествия, драйва.
А последнее время к работе стали относиться не как к вызову, а как к способу устроиться в жизни. Я вообще переживаю, что появилось это старое советское слово "устроиться". Работник думает не о том, как ощутить свою мощь, свернуть горы, а о том, как получить кредит. С таким подходом вряд ли что-то получится.
Но кризис, я думаю, вернет этот драйв. Кризис - это хорошо.
- Почему?
- Будут скинуты шоры, поменяются ценности. Раньше очень многое держалось на "фантиках", которые на самом деле ничего не стоят. Это касается ценных бумаг, компаний, которым придумывали рейтинги надежности, людей, получавших сертификаты, степени. А суть под этим делом сгнила. Сейчас этот карточный домик рухнет. Кризис показал, что компании даже с самыми высокими рейтингами могут обанкротиться. Люди перестанут верить "фантикам" - научатся копать вглубь. И смотреть, допустим, не на корочки, которые есть у человека, а на то, что он на самом деле из себя представляет.
Нормальным людям станет легче проявить себя, поэтому кризис - положительное явление.
- Как вы отсеиваете людей, у которых есть драйв, от тех, которые хотят просто "устроиться"?
- Компания сама, как живой организм, выталкивает инородные тела. А с ходу понять, "горит" ли человек, невозможно. Сотрудник должен какое-то время проработать, чтобы осознать, на своем ли он месте.
Кроме того, организация оставляет свой отпечаток на человеке. Есть компании - консервативные, бюрократизированные, - из которых мы предпочитаем не брать людей, потому что они уже испорчены той организацией, в которой они работали. И они заведомо не впишутся в наш коллектив.
Хотя есть испорченные работники даже из хороших компаний. Они там работали ради записи в трудовой книжке и потом они приходят к нам "устраиваться". Они хотят, чтобы их ценили не за их реальную работу, а за статус компании, в которой они работали.
Самый идеальный вариант - когда человек воспитывается в организации с университетской скамьи.
- Вас устраивает уровень наших вузов?
- Могу сказать, что нормального экономического образования в нашей стране нет. Раньше изучали только научный коммунизм и политэкономию. Потом преподаватели прочитали несколько учебников и стали учить студентов. А школа должна складываться десятилетиями.
- Вы с "Финамом" с 1994 года. Полезно ли человеку работать длительное время в одной компании?
- Тут многое зависит от самой фирмы. Если она развивается и у человека есть возможности для роста, то зачем ее бросать? А если она 20 лет производит одни и те же шпингалеты на одинаковых станках, то надо что-то менять. У нас такая сфера деятельности, которая постоянно изменяется. У нас есть человек, который пришел на должность курьера, а в настоящий момент он заместитель генерального директора.
- Увеличилась ли нагрузка руководителей компании в период кризиса?
- Я считаю, что нагрузка в целом полезна. Есть исследование, по которому у человека после недели отпуска падает IQ, а через месяц он вообще как чистый лист выходит. Человек должен быть в форме. Другое дело, что в период кризиса чисто психологически стало тяжелее. Ведь не все зависит от нас. Месяц назад даже ходили слухи, что обсуждаются планы устроить каникулы на биржах на полгода. А для нас это почти полная остановка работы компании.
- Как вы справляетесь с нервозностью в такой ситуации?
- Ну 50 граммов... Можно и 150, если большая нагрузка. Вообще самое большое расслабление человек получает от общения с друзьями. Если при этом еще и "пропустить", совсем неплохо.
РЕЗЮМЕ
Виктор Ремша, генеральный директор инвестиционного холдинга "Финам"
Родился 19 октября 1970 года в Красноярске.
Образование: МГТУ им. Баумана по специальности "радиоэлектронные системы".
Прежние места работы: после окончания университета занялся предпринимательской деятельностью - в 1994 году основал холдинг "Финам". С той поры бессменно является руководителем компании.