Страны Евросоюза теряют от антироссийских санкций в разы больше, чем наша страна. Об этом сегодня заявил секретарь генерального совета «Единой России» и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.
Потери Европейского союза от «незаконных рестрикций» против российских компаний превышают потери российской стороны почти в пять раз, отметил Турчак на международной конференции «Перспективы и возможности укрепления безопасности и сотрудничества в Европе» (Калининград).
«Если бы наши отношения не ухудшились по вине всем известных западных политиков, то сегодня товарооборот вполне мог бы достичь полутриллиона евро. То есть не просто выйти на докризисные показатели, а значительно их превысить», - приводит слова Турчака РИА Новости. Такие объёмы сопоставимы с товарооборотом между ЕС и США и между ЕС и Китаем, добавил он.
Несмотря на войну риторик и санкций Евросоюз остаётся одним из главных торговых партнёров России. Товарооборот по итогам 2018 года составил порядка 300 миллиардов евро. Некоторый рост оборотов носит «восстановительный характер», спад объёмов – более 100 миллиардов евро ежегодно, и до показателей 2013 года ещё далеко, сказал Турчак.
Напомним, в 2014 году после присоединения Крыма к РФ и начала боевых действий на востоке Украины Евросоюз ввёл санкции против нашей страны. Тут же прекратились переговоры о безвизовом режиме, был отменён саммит Россия-ЕС. В дальнейшем начались персональные санкции к российским чиновникам и бизнесменам. И вскоре Москва запретила ввозить продукты из стран Евросоюза. На следующем этапе ЕС ввёл эмбарго на поставки вооружений в РФ, вывоз оружия и запрет на ввоз технологий и товаров двойного назначения. Также под ограничения попал экспорт в Россию новых технологий для нефтедобывающей промышленности. В конце 2014 года ЕС запретил долговое финансирование крупнейших российских энергетических компаний и оборонных концернов. Брюссель также ввёл ограничения на торговлю их облигациями сроком обращения более 30 дней и на участие в выпуске этих ценных бумаг.
«Турчак несколько преувеличивает: потери равновелики, бизнесы наших стран устали от противостояния, - сказал порталу TRUD.RU экономист Никита Масленников. – Как развивать отношения друг с другом, когда в игру вступают санкции?». Прошло несколько десятков санкционных раундов в США и около двадцати – в ЕС, отметил эксперт. «В Евросоюзе усиливается определённое давление бизнеса на местные элиты по поводу снятия антироссийских санкций. Ситуация в еврозоне меняется, нужно амортизировать замедление роста. В Германии несколько месяцев отрицательная динамика роста, экономика рискует оказаться в технической рецессии. Неопределённости добавляет брекзит, падает торговля с Китаем, нависла угроза торгового спора с США…», - говорит эксперт. Перед европейским бизнесом другие серьёзные вызовы: например, дискуссия об укреплении валютной интеграции, о банковском союзе, объединении бюджетов.
Против подобных мер выступают страны Центральной, Южной и Восточной Европы, отметил Масленников. Евро падает, и бизнес стран ЕС ищет рынки сбыта, но Россия наполовину закрыта. Вероятность ослабления санкций станет выше, когда мир начнёт погружаться в очередную рецессию, полагает Масленников.
А что же российский бизнес? В отличие от европейского, наши предприниматели куда больше озабочены неоптимальным законодательством и правоприменением внутри страны, считает эксперт. «Мы рассуждаем о поддержке экономики госрасходами, но порядка 850 млрд нереализованных расходов перейдут на следующий год», - заметил он. Непонятно чего ждать от новой версии законопроекта о защите капиталовложений, довольно спорный законопроект о налогах на недвижимость. «Российский бизнес окружён неопределённостью, но и санкции наносят дополнительный вред», - подчеркнул специалист.
Отношения с Евросоюзом развивались и развиваются, товарооборот продолжит расти и даже в условиях искусственных ограничений. Но без санкций дело двигалось бы куда быстрее, резюмировал экономист.
О серьёзном давлении на европейские элиты сказал и эксперт Центра Германских исследований института Европы РАН Александр Камкин. Особенно заметны эти процессы в странах, где прежде поддерживали высокий товарооборот с Россией. Например, в Германии бизнес создал целые группы влияния на власть. Призывы ослабить или вовсе отменить санкции пока не услышаны евробюрократами. «Согласно законодательству, решение о снятии санкций принимается коллективно, и инициативы одного только немецкого бизнеса для этого недостаточно. Впрочем, четко прослеживаются тенденции, которые можно охарактеризовать как «вода камень точит», - сказал Камкин изданию «Экономика сегодня».