— Маэстро, над чем вы сейчас работаете?
— Я уже очень давно вынашиваю идею романа «Мой друг Федор», который посвящен моему самому любимому писателю Федору Михайловичу Достоевскому. Это сюжет о режиссере, который мечтает снять фильм «Преступление и наказание», но не может найти денег на картину, а сам перебивается рекламой. И вот он знакомится с богатым человеком, который предлагает: «Убей мою жену и получишь деньги на картину!» - то есть, попросту говоря, нанимает его совершить ужасное преступление. Но вот
— А где будете снимать? Ведь действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге.
— Я уже думал об этом и даже посетил те места, которые описываются в романе. У вашего Петербурга потрясающая аура, которая подкрепляется вековой историей. А когда читаешь о Петербурге еще и в описании великого Достоевского, то возникают безумно интересные, сильные ощущения — не передать словами. Поэтому я буду с нетерпением ждать того дня, когда начну снимать картину в Петербурге.
— Тема Достоевского неисчерпаема. Недавно на одном из федеральных телеканалов показали сериал о частной жизни Федора Михайловича. А как вы относитесь к сериалам? Сейчас на Западе настоящий бум.
— Мне рассказывали об этом сериале про Достоевского, но я его, к сожалению, не видел. Вообще негативно отношусь к сериалам. Конечно, сегодня эстетики кино уже не существует в чистом виде, границы стираются. Но, по мне,
— Правда, что в другом вашем проекте о знаменитом мексиканском революционере Панчо Вилья сыграет не кто иной, как Джонни Депп?
— Нет, неправда. Но уже подписан контракт с другим прекрасным актером — Бенисио дель Торо.
— Ваши проекты всегда неожиданны. Что подвигло вас снять фильм «Марадона»?
— Я очень люблю футбол, сам играл. Это очень динамичная и современная игра. Она живет больше 120 лет и не надоедает, вызывает такие эмоции, страсти. В ней есть пространственное решение, а для кинорежиссера пространство, как и для футболиста, тренера, — очень важный компонент. Марадона интересен и как футболист, и как личность. Я рад, что кино позволило мне окунуться в столь любимый мной мир большого футбола.
— Ваша автобиографическая книга «Смерть — это непроверенные слухи» издана пока только в Сербии?
— Еще во Франции и в Италии. Сейчас сделан перевод и на русский язык, и, надеюсь, осенью этого года книга появится в России. В ней 12 глав, я вспоминаю самые яркие события своей жизни, начиная с 1961 года, времени полета в космос Гагарина, и по 1995 год включительно. Меня спрашивают — а почему до 1995 года? Многие думают, что последует продолжение. Но, скорее всего, продолжения не последует. Уж очень утомительно оказалось писать книжки.
— В июне вы приезжали в Петербург на фестиваль имени Исаака Шварца. Вы любите его музыку?
— К сожалению, с самим Исааком Шварцем я не успел встретиться, но с его благородной музыкой я познакомился еще в студенческие годы, когда посмотрел фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Хорошо помню свои ощущения: музыка была такой, что я никак не мог уловить момент, когда перестает играть музыка и начинается картина, и когда она вновь начинает звучать. Вот какой органичной может и должна быть киномузыка! Музыка способна не только добавить динамики, но также играет большую роль в создании архитектуры фильма. Я вообще не понимаю, как некоторые режиссеры могут снимать фильмы без музыки. Они же лишают себя целого пласта восприятия! Мне кажется, новый
— Но вы ведь давно разочаровались в Голливуде, разве нет?
— До
— После фестиваля имени Шварца желтая пресса писала, что Кустурица налегал в Питере на русскую водку, тем более что одним из спонсоров фестиваля была фирменная петербургская рюмочная.
— Я, конечно же, пробовал русскую водку, но не испытываю к ней особого пиетета. Скажу по секрету, что даже в русских ресторанах, когда меня угощают водкой, то я вежливо отказываюсь и всегда прошу заказать мне бутылочку доброго «Каберне Совиньон».
— В Петербурге в радиоэфире вы обронили такую фразу: «Искусство не может изменить мир».
— Доказательств того, что искусство не может изменить мир, множество. Даже после такого гениального романа, как «Война и мир», люди продолжают воевать. А после произведений Достоевского люди
— Вы часто говорите, что живете в самом красивом городе мира.
— Да, ведь я сам его построил! И это не Париж (в 2004 году, в день премьеры фильма «Жизнь как чудо», Кустурица открыл построенную им деревню Кустендорф, в которой живет и снимает свои фильмы, где проходят всевозможные фестивали. — «Труд»), это мои эмираты. Это и есть реализация моей мечты об искусстве. В этом городе есть кинозалы, кафе, отели, вся
Резюме «Труда»
Эмир Кустурица, режиссер
Родился в 1954 году в Сараево, Югославия.
Учился в Академии исполнительных искусств в Праге.
Его первый полнометражный фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981) получил приз за лучший дебют на Венецианском кинофестивале. Кустурица — один из немногих режиссеров, получивших две высшие награды Каннского кинофестиваля — за картины «Папа в командировке» (1985) и «Андерграунд» (1995). Кустурица также известен как музыкант: в качестве