Хроника катастрофы
В 22.00 31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» отошел от
22.20. Сухогруз «Петр Васев», идущий с грузом ячменя из Канады, приближался к границе зоны, регулированием движения судов в которой занимался дежурный лоцман Новороссийского порта. По существующим международным правилам судовождения «Нахимов» должен был пропустить «Васева», но дежурный лоцман порекомендовал поступить наоборот. Капитаны обоих судов с ним согласились.
22.47. Капитан «Нахимова» Вадим Марков дал указание изменить курс (слегка повернуть в сторону моря) и покинул мостик. За него остался вахтенный штурман А. Чудновский. «Петр Васев» тоже изменил курс, только в сторону порта. В отличие от своего коллеги капитан теплохода Виктор Ткаченко в это время был на мостике. Он как раз включил систему автоматической радиолокационной прокладки курса (САРП) и сосредоточился на ее экране.
23.05. Штурман Чудновский (позднее его тело будет найдено водолазами на дне в закрытой изнутри каюте) связался с «Васевым» по
23.09. «Нахимов» свернул влево сперва на 5 градусов, еще на столько же, еще на 10 в тщетной попытке избежать столкновения. Только тогда капитан «Васева» отдал приказ «Полный назад!», но было поздно.
23.12. При скорости 5 узлов (8 км/ч) нос теплохода врезался в борт пассажирского лайнера почти под прямым углом.
Если бы не…
Когда обычно гибнут корабли? Или в шторм, или на войне. Чтобы в полный штиль при вполне приличной видимости и без всякого враждебного вмешательства на дно отправился крупный лайнер и 423 человека — именно столько погибло на «Нахимове», — было необходимо совсем уж невероятное стечение неблагоприятных обстоятельств. И оно, что называется, имело место. Все слагаемые катастрофы должны были сработать в строгой последовательности — и они сработали. Убери из цепочки одно звено — и все останутся живы.
* Теоретически «Нахимов» вообще не должен был встретиться с «Васевым» в тот роковой вечер. Но сухогруз шел в Новороссийск с суточным опережением графика, чтобы команда получила премию. А лайнер, наоборот, вскоре после выхода из порта был остановлен: ожидал, пока на борт поднимется начальник УКГБ по Одесской области генерал Крикунов.
* Если бы капитан «Васева» Ткаченко после столкновения отменил предыдущую команду «Полный назад», больших жертв удалось бы избежать. Нос сухогруза закупорил бы нанесенную им же рану и дал время эвакуировать пассажиров. Однако все случилось так, как случилось: корабли расцепились, и в пробоину площадью 90 квадратных метров хлынули воды Черного моря. И ведь если бы это был первый аналогичный случай в истории морских катастроф! Еще в 1893 году во время учений британской средиземноморской эскадры броненосец «Кемпердаун» протаранил и потопил собственный флагман «Виктори» — по той же самой причине!
* Если бы «Нахимов» не затонул через 7–8 минут после столкновения, спаслось бы куда больше людей. Но команда успела спустить на воду только одну шлюпку, а спасательные круги (чтоб не пропали!) были привязаны к своим местам металлическими тросами. Не пройдет и 15 лет, как экипаж подлодки «Курск» погибнет
* Если бы на «Нахимове» была более современная система вентиляции, жертв было бы куда меньше. А так пассажиры нижней палубы, чтобы не задохнуться, были вынуждены держать иллюминаторы открытыми. Именно в иллюминаторы правого борта мгновенно хлынула вода, еще ускорив гибель судна.
* Если бы экипаж «Васева» активнее участвовал в спасении утопающих, погибло бы куда меньше людей. В 23.35 сухогруз передал в эфир: «Нахимова» не наблюдаю» и с тех пор поднял на борт всего 37 человек. Для сравнения: подошедший позднее маленький лоцманский катер (он как раз должен был провести «Петра Васева» к причалу) спас более 80 человек, отчего сам едва не перевернулся.
Эти «если бы» можно перечислять еще долго, да что толку?
Преступная халатность
В спасательных работах принимали участие не менее 60 плавсредств: рейдовые катера, буксиры, пограничные корабли, рейсовая «Комета». Курсанты Новороссийского
Под водой, на
Для выяснения причин катастрофы (в СССР ее на официальном уровне стыдливо именовали «аварией») в Новороссийск прибыл член
В год
Судьба кораблей и капитанов
Ничто не связывало «Нахимова» и «Васева», кроме точки их столкновения с координатами 44 градуса 36 минут 15 секунд северной широты и 37 градусов 52 минуты 35 секунд восточной долготы. Первый был спущен на воду в Германии в далеком
Сухогруз «Петр Васев» (назван в честь одного из начальников Новороссийского порта) был построен на другой стороне земного шара. В 1981 году он сошел со стапелей японской верфи и был на момент столкновения одним из самых современных советских судов. Кстати, «Васев» до сих пор бороздит всевозможные моря. Сейчас он называется «Орбит» и ходит под мальтийским флагом, изредка появляется и на «месте преступления» в Новороссийске.
Ничто, кроме одинакового срока — 15 лет — и помилования через пять, не связывало и капитанов «Нахимова» и «Васева». Первый — Марков — умер в Одессе в 2007 году. Второй — Ткаченко — эмигрировал в Израиль. В 2003 году он погиб при аварии яхты недалеко от Ньюфаундленда.